Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 2. Основные изменения в государственном аппарате

Разветвленному государственному аппарату США уда­валось на протяжении длительного времени и удается до сих пор приспосабливаться к новым условиям, выдержи­вать социально-политические кризисы в рамках буржуаз­но-парламентских демократических форм и процессов.
Конституционная государственная структура, создан­ная более 200 лет тому назад в аграрной стране, демонстри­рует уникальную историческую преемственность, способ­ность удерживать определенную политическую устойчивость и в высокоразвитой индустриальной сверхдержаве.
Показателем относительной политической стабильно­сти, не исключающей не только периодов социальной на­пряженности, но и открытых социально-политических кон­фликтов, является неизменное нахождение у власти США одной из двух партий: демократической или республикан­ской. Если до второй мировой войны и в первые десятилетия после войны политическое лидерство держала главным образом демократическая партия, то в последние 19 лет (с 1969 по 1991 г.), за вычетом четырехлетия президента-де­мократа Картера (1977-1981 гг.), государственный аппарат возглавляла республиканская партия. И только в 1992 г. к власти, наконец, вновь пришли демократы (вместе с побе­дой на президентских выборах Б. Клинтона). При этом ни одна из партий не смогла стать партией "устойчивого боль­шинства", о чем свидетельствует неизменный рост "неза­висимых" избирателей и участившееся "раздельное голо­сование" (сплит-тикет), когда один и тот же избиратель поддерживает представителей разных партий на выборах президента и в конгрессе, а также "раздельное правление", когда президент принадлежит к одной партии, а большин­ство конгресса - к другой.
Развитие американского государства в рамках буржу­азно-парламентских форм и политического плюрализма происходило в XX в. путем эволюционных изменений в дея­тельности тех или иных звеньев государственного аппара­та. Этому способствовали и усилившаяся независимость го­сударства от противоборствующих классовых интересов, в условиях крайнего усложнения политических процессов в стране, и наличие мощного "среднего класса", опоры демо­кратических порядков, и гибкого механизма двухпартийной системы, в который, благодаря целому ряду исторических причин, а также принятой обеими партиями политической линии "социальной ответственности", интегрирована значительная часть рабочих, фермеров, интеллигенции, негров и других этнических меньшинств.
Соперничество республиканской и демократической партий является не непримиримой войной за захват вла­сти, а соревнованием за лучший правительственный курс и его проведение с опорой на поддержку большинства изби­рателей. Длительное нахождение республиканцев у власти, при всех недостатках избирательной системы, явилось сви­детельством такой поддержки. Приход же к власти демо­кратов в 1992 г. не стал потрясением основ американской государственности.
Эволюционному приспособлению политической систе­мы страны и ее государственного аппарата к меняющимся политическим условиям способствовала также изначально присущая Конституции США открытость, ее несвязанность жесткими формами, что допускает (при сохранении осново­полагающего принципа "разделения властей" и механизма "сдержек и противовесов") саморегуляцию уровней власти и отдельных ее ветвей, возможность "переливания" власт­ных полномочий между отдельными частями государствен­ного аппарата.      
Эволюционным политическим процессам США, при всей их сложности, способствовала и однородная нацио­нальная культура, создание которой было определено из­начально заданной ассимиляцией представителей различ­ных наций, отсутствием религиозного конформизма, а так­же утверждением общенациональной идеологии буржуаз­ного прагматизма, индивидуализма, патриотизма с осно­вополагающей идеей равенства возможностей каждого в достижении вершин благополучия своими способностями и трудом ("великая американская мечта"). Не последнюю роль в эволюционных процессах политического развития играет и мощный экономический потенциал страны, даю­щий "политическому классу" широкие возможности для социального маневрирования, для проведения социальных реформ.
Действие всех этих факторов не умаляет значения в истории американской демократии ни организованных форм демократического движения, ни борьбы американцев за свои права, приведших и к введению всеобщего избирательного права, и к ликвидации крайних форм расовой дискримина­ции и к кардинальным социальным реформам.