Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Законодательство 60-х гг. в рамках программы "борь­бы с бедностью" Л. Джонсона

Наиболее активный период социального реформаторства США падает после "нового курса" Ф. Рузвельта на 60-е гг., когда президентом-демо­кратом Л. Джонсоном была провозглашена программа соз­дания "великого общества", выполнение которой было при­звано амортизировать проявление социальной напряжен­ности в стране, стимулировать развитие экономики путем обеспечения соответствующего уровня занятости, потреб­ления и пр.
Центральным и наиболее многообещающим звеном про­граммы была "борьба с бедностью", вызванной к жизни зна­чительным ростом числа американских граждан, живущих ниже уровня бедности (согласно официальным данным, их насчитывалось в 1964 г. 36,4 млн. человек, или около 20% населения страны), к числу которых были отнесены преж­де всего цветные американцы, престарелые, не имеющая постоянной работы молодежь, низкоквалифицированные и сельскохозяйственные рабочие, многодетные семьи и семьи без отцов.
Программа была принята в период экономического про­цветания Америки и социального брожения, мощного дви­жения за гражданские права, студенческих волнений, ан­тивоенных выступлений против позорной войны во Вьетна­ме. Ее принятию способствовало демократическое большин­ство в обеих палатах конгресса, поддержка профсоюзов, Национального совета крестьян и других общественных организаций. Против выступила большая часть деловых кру­гов США, так как осуществление программы "борьбы с бед­ностью" (требующей многомиллионных государственных затрат) предполагало перераспределение средств, получен­ных от наиболее состоятельной части населения, облагае­мой высокими налогами, в пользу нуждающихся, облагае­мых низкими налогами.
Проведение программы в жизнь началось с принятия в 1964 г. Закона об экономических возможностях, которым предусматривались мероприятия по профессиональной под­готовке и обучению главным образом молодежи, особенно безработной, в рамках создаваемых "трудовых корпусов", "молодежных корпусов по месту жительства"; выдачи льгот­ных займов бедствующим фермерам и сельскохозяйствен­ным рабочим и пр.
В 1965 году последовало издание законов о начальном и среднем школьном образовании, а затем о высшем об­разовании, призванных способствовать повышению обра­зовательного уровня малообеспеченной молодежи. В том же году были введены программа "медикейт", предусматриваю­щая оплату медицинских счетов получателей пособий по бедности, за бортом которой оставались, однако, те, кто та­кого пособия не получал (то есть третья часть всех бедня­ков), и программа "медикэр" - помощи пенсионерам в оп­лате их счетов по болезни.
В этом же году началось осуществление программы субсидирования части расходов бедняков на продукты пи­тания в виде продуктовых купонов, обмениваемых в мага­зинах на небольшое количество дешевых продуктов. В рамках законов о жилищном строительстве и городском раз­витии 1965, 1968 гг. были приняты некоторые меры по ока­занию помощи малообеспеченным семьям в аренде квартир и финансировании строительства дешевых жилищ.
Была принята также серия законов по регулированию бизнеса, в частности, с целью сокращения числа гибнущих людей в автокатастрофах, улучшения охраны труда, укре­пления здоровья промышленных рабочих, значительно по­вышены федеральные ассигнования штатам для борьбы с преступлениями, для создания транспортных транзитных систем.
Осуществление программы потребовало создания но­вых специализированных агентств. Для содействия мест­ным органам в их "войне с бедностью" было создано специ­альное Ведомство экономического содействия и пр.
Усилия правительства не привели к осуществлению всех намеченных программ, так как они не были обеспечены с самого начала соответствующими государственными ассиг­нованиями (несмотря на повышение ставок социального стра­хования, налога на бизнес и пр.), которые в 1966 г. были ограничены в связи с увеличением бюджетного дефицита, вызванного ростом эскалации войны во Вьетнаме, усилени­ем инфляции.
Задача построения "великого общества", свободного от бедности и безработицы, таким образом, не была решена. Последовавший вслед за этим циклический кризис пере­производства 1973-1975 гг. еще больше обострил в США проблему занятости. Только по официальным данным, в 1975 г. в Америке было 8,3 млн. полностью безработных.
Вместе с тем следует отметить, что социальные про­граммы "борьбы с бедностью", явившиеся прямым продол­жением социальных реформ Ф. Рузвельта, так же как и ныне действующие многочисленные социальные програм­мы, определили постоянное действие общей, хотя и неодно­родной тенденции в изменении общественных отношений, которая выражается не только в повышении социальной за­щищенности бедных слоев американского общества, в по­литике выравнивания уровней доходов населения, но и в возрастании доли коллективных форм собственности, ук­реплении экономической независимости и правовой охраны личности.
Этому способствует осознание необходимости целена­правленной социальной политики помощи бедным, слабо защищенным слоям населения не только его правящими кругами, но и большинством американского народа. Если в 1935 г. в Конгрессе США велись ожесточенные споры во­круг принятия законов о введении в стране системы соци­ального страхования, то впоследствии эти вопросы в конгрессе уже не поднимались, а диспуты сводились к тому, как лучше обеспечить платежеспособность системы - за счет введений новых налогов или сокращения многочислен­ных пособий.
"Демократический" президент Б. Клинтон одержал по­беду на выборах в 1992 г., обещая Америке использование опыта "нового курса" с целью осуществления "подлинных перемен": расширения размеров государственных инвести­ций на социальные нужды, помощи школам, ликвидации бездомности, решения проблемы медицинского страхования для всего населения и пр. Реализация всех этих обещаний наталкивается, однако, на жесткие преграды роста бюджет­ного дефицита страны.