Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 1. Регулирующая роль государства США в сфере экономики и социальных отношений

К концу XIX - началу XX в. Америка превращается в страну классического корпоративного капитализма, в кото­рой без всяких ограничений действовали гигантские тресты, монополии, ограничивающие свободу рыночной конкуренции, диктующие такие условия существования частному предпри­нимательству, которые приводили к удушению их конкурен­тов, к разорению среднего и мелкого бизнеса. Первый анти­трестовский Закон Шермана ("Акт с целью защиты торгов­ли и коммерции от незаконных ограничений и монополии") был принят здесь в 1890 г., но он не стал, как утверждалось, "хартией промышленной свободы", имел весьма ограничен­ный эффект и часто применялся не по прямому назначению, так как произвольное судебное толкование закона приравнивало профсоюзы к монополиям, а забастовки рабочих - к "сговорам с целью ограничения торговли".
Углубление социального расслоения, бедственного поло­жения рядовых американцев в условиях затяжной экономи­ческой депрессии этого времени вели к росту недовольства против корпоративного капитала среди средних слоев, рабо­чих, фермерства, прогрессивной интеллигенции (прогресси­стов), осуждающих монополии как угрозу для благосостояния народных масс. В стране возникает широкое антитрестовское движение, сопровождаемое ростом активности рабочих проф­союзов, непрекращающейся борьбой беднейших слоев, тре­бующих государственной системы социальной защиты и пр.
Требование "обновления" экономической и социальной политики все настойчивее начинает звучать и в обеих партиях: республиканской и демократической. Сначала эти требования выдвигаются как оппозиционные руководству партий, затем они все больше захватывают умы партийной верхушки, правительственных кругов, что и находит выра­жение в конечном счете в изменении политики президента-республиканца Теодора Рузвельта (1901-1909 гг.), высту­пившего с идеями "нового национализма", а с 1913 г. прези­дента-демократа Вудро Вильсона (1913-1921 гг.), провоз­гласившего неолиберальную теорию "новой демократии", "новой свободы". Основой теории "нового национализма" Т. Рузвельта стало требование расширения прерогатив пре­зидента с тем, чтобы национальное правительство стало осу­ществлять контроль над деятельностью трестов с целью их регулирования, обуздания "нечестной игры".
Первый закон ("Акт об ускорении разбирательства и разрешения процессов по справедливости"), принятый в 1903 г. в осуществление этой программы, предусматривал меры ускорения судопроизводства по антитрестовским де­лам, как делам, имеющим "большое общественное значе­ние", и в силу этого - "приоритет над другими делами". За ним последовал Закон о создании Министерства торговли и труда, в функции которого, в частности, входили сбор информации и рассмотрение "нечестной деятельности кор­порации". В 1906 г. принимается закон, давший Междуштатной торговой комиссии, созданной еще в 1887 г., право уста­навливать пределы повышения железнодорожных тариф­ных ставок и пр. Требования "честной игры" Т. Рузвельт распространял и на отношения рабочих с предпринимате­лями, выступая за мирное арбитражное урегулирование споров между ними, но одновременно требуя ограничений профсоюзной активности.
Программа "новой демократии" Вудро Вильсона осно­вывалась на трех принципах: индивидуализм, свобода лич­ности и свобода конкуренции. Будучи кандидатом прогрес­систов на президентских выборах, он объявил себя врагом монополий, требуя не уничтожения трестов, как сами про­грессисты, и не регулирования их по методам Т. Рузвельта, а снятия всех препон для развития бизнеса, прежде всего сред­него и мелкого, путем обуздания "нечестной конкуренции", результатом которой, как он считал, и был монополизм.
С этой целью на основе Закона о тарифах 1913 г. пра­вительством была проведена ревизия тарифов. Были также повышены налоги на доходы, снижены торговые пошлины, расширены возможности импорта, установлен определенный контроль над банками. В его правление были начаты первые процессы по разделу корпораций - монополий на основе Закона Шермана.
Важным шагом на пути установления контроля над банковской деятельностью стало создание в 1913 г. Феде­ральной резервной системы (ФРС) во главе с Советом управ­ляющих, в который входили Министр финансов, Контролер денежного обращения и 15 членов, назначаемых президен­том с согласия Сената.
Состоящая из 12 национальных резервных банков соот­ветствующих районов страны, аккумулирующих значитель­ные финансовые резервы, ФРС была призвана осуществлять контроль над выпуском банкнот, имеющих значение денеж­ных знаков, устанавливать проценты банковского кредита. Ей вверялись функции налогового агента государства и пр. ФРС, выполняя функции государственного эмиссионного бан­ка, до настоящего времени играет решающую роль в регули­ровании финансово-денежной системы страны.
В целях сбора соответствующей информации и при­влечения к суду лиц и корпораций, замеченных в примене­нии "нечестных методов", нарушающих антитрестовский Закон Шермана, была создана также в 1914 г. на основе "Акта о федеральной торговой комиссии" Федеральная тор­говая комиссия.
В годы "новой демократии" произошел важный сдвиг и в рабочей политике. Были приняты законы о 8-часовом рабочем дне для женщин и детей, о материальной ответственности предпринимателей за несчастные случаи на производстве.
Государство все решительнее начинает вторгаться в сферу социальных конфликтов. Согласно Закону Клейтона 1914 г. ("Акта, дополняющего существующие законы про­тив незаконных ограничений и монополий и для других це­лей"), уточнявшему формулировки Закона Шермана, запрещалось, в частности, практиковавшееся ранее применение последнего к профсоюзам.
Реформы "прогрессистской эры" представляли собой еще первые крайне непоследовательные шаги по пути приспособления американского государства и общества к новой обстановке, возникшей в связи с превращением США в эко­номически мощную страну корпоративного капитала. С этого времени регулирование экономики и социальных отношений начинает занимать все более важное место в деятельности государства, в законодательстве.
Еще больше отходит государство от политики "невмешательства", от старой роли "ночного сторожа" после всту­пления США в 1917 г. в первую мировую войну. Меняется, однако, главное направление его регулирующего вмешательства в экономическую и социальную сферы. Не борьба с монополизмом корпораций, все больше богатеющих в усло­виях подготовки к войне, и затем и самой войной, а военная мобилизация экономики, планомерное материальное обес­печение военных нужд выступает на первый план с этого времени.
Решительное расширение государственного контроля над производством, пресечение анархических тенденций в экономике, вызванных крайним обострением конкурентной борьбы монополистического капитала за получение воен­ных прибылей, потребовали создания единого центра по руководству военными предприятиями, транспортом, сред­ствами связи, снабжения населения и армии продовольствием и пр. Результатом этого стали усиление власти прези­дента, введение чрезвычайного законодательства, создание ряда административных военно-регулирующих государст­венных органов, а вместе с тем принудительное картелиро­вание в ряде отраслей промышленности.
Так, принятый в 1917 г. Закон о контроле над произ­водством, сырьем и топливом давал президенту США ши­рокие права для снабжения армии и флота всем необходи­мым, а также для предотвращения спекуляции. Законом предусматривались возможность реквизиции промышлен­ных предприятий и их продукции за соответствующую ком­пенсацию, право президента создавать специальные регу­лирующие органы, не обращаясь к конгрессу, непосредст­венно вмешиваться в производство и сбыт продукции, в трудовые отношения в промышленности.
С целью экономии продовольствия, обеспечения им во­оруженных сил и населения была создана Продовольствен­ная администрация. Топливная администрация была призвана упорядочить работу топливной системы, ликвидировать уси­лившиеся перебои с топливом и пр. Вслед за этим под кон­троль государства перешла вся транспортная система. Же­сткому регулированию подверглась внешняя торговля. Военно-торговое управление взяло под свой контроль более тысячи наименований товаров, запрещенных к вывозу.
Координация дела снабжения США и их союзников, "изыскания и распределения материальных ресурсов, ра­бочей силы" передавалась в ведение единого Военно-промышленного управления (ВПУ). ВПУ добилось упорядо­чения и централизации военного снабжения, провело боль­шую работу по стандартизации и унификации промыш­ленных изделий, важнейших условий их конкурентоспо­собности на мировом рынке, в частности на рынке военной продукции. (Военные американские стандарты были ши­роко приняты впоследствии и в других капиталистических странах.) Прямым отходом от антитрестовского законода­тельства стало принудительное картелирование промыш­ленности в ряде отраслей. Проблема финансирования вой­ны решалась за счет налоговой реформы, увеличившей подоходный и косвенные налоги с одновременным высо­ким отчислением от прибылей, особенно в военной про­мышленности. Вводился и ретроспективный налог на все прибыли с 1916 г.
Война, требующая особых условий политической ста­бильности, способствовала и дальнейшему усилению регулирующей роли государства в сфере социальных отноше­ний, активизации его идеологических функций, в частности проповеди идеалов "классового партнерства".
С этой целью были созданы Военно-трудовое управ­ление, призванное разрешать конфликты на предприятиях военной промышленности; Управление военно-трудовой политики, занимавшееся выработкой общих принципов на­циональной политики по вопросам условий труда рабочих, разрешения трудовых споров и других.
В государственные регулирующие органы включались лидеры профсоюзов, призванные от имени рабочих заклю­чать соглашения с министерствами о ставках оплаты труда, о разрешении трудовых споров и пр. Непосредственно вклю­чился в разрешение трудовых споров и президентский ап­парат. В 1917 г. была, например, создана специальная пре­зидентская посредническая комиссия во главе с министром труда, призванная разрешать наиболее острые трудовые конфликты.
С целью ослабления накала стачечной борьбы был при­нят и ряд других законов, предусматривающих право рабочих на коллективный договор, на 8-часовой рабочий день (в некоторых штатах) и пр. Эти декларированные права не обеспечивались соответствующими гарантиями и не соблю­дались должным образом предпринимателями. Более того, они даже формально распространялись только на органи­зованных в профсоюзы рабочих, т. е. на восьмую часть тру­дящихся, занятых в это время в промышленности и на транспорте.
Создание государственного военно-хозяйственного ре­гулирующего аппарата, персонал которого состоял из пред­ставителей крупных корпораций почти всех промышлен­ных центров страны, способствовало зарождению в США первых военно-промышленных альянсов, блоков военной верхушки с фабрикантами оружия, зачатков будущего во­енно-промышленного комплекса.
Мощным импульсом, усилившим вмешательство госу­дарства в экономику уже в условиях мирного времени, стал мировой экономический кризис 30-х гг. Он поставил перед американским капиталистическим обществом задачу по­иска путей дальнейшего эволюционного развития капитализма, в ходе которого происходило осознание необходи­мости экономического и социального равновесия за счет всестороннего регулирования общественных процессов на базе стабильного роста производства и социальных ком­промиссов.