Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


"Сто дней реформ"

Тайпинское восстание и "опиум­ные" войны потрясли Цинский Китай. При этом в государ­ственном строе не произошло существенных изменений, за исключением некоторых преобразований в структуре госу­дарственных органов.
Знаменательным событием явилось учреждение в 1861 г. после третьей "опиумной" войны государственного органа ведающего иностранными делами, под названием Главная канцелярия по иностранным делам, которая не была ведом­ством по иностранным делам в обычном понимании этого слова. Главные чиновники канцелярии работали в ней по совместительству, были, как правило, некомпетентны, что затрудняло переговоры с ними представителей иностран­ных государств. И все же появление в государственной струк­туре специального органа по иностранным делам стало определенной вехой, означавшей конец многовековой изоля­ции страны. В 1885 г. появилось еще одно центральное ве­домство - адмиралтейство (канцелярия по военно-морским делам). Организации его предшествовало уничтожение ки­тайского флота во время франко-китайской войны 1884- 1885 гг., закончившейся подписанием еще одного неравно­правного договора и захватом французами Аннама. Однако средства, ассигнованные на строительство флота, ушли в основном на строительство летнего императорского дворца под Пекином, туда же были направлены и люди, предна­значавшиеся для службы во флоте. Китай по-прежнему оставался безоружным перед лицом иностранной агрессии.
После подавления восстания тайпинов была отменена система двух губернаторов в провинциях (военного и граж­данского) и местная власть сосредоточилась в одних руках. В структуре провинциального управления закрепились воз­никшие в последний период борьбы с тайпинским движени­ем комитеты по восстановлению порядка, состоявшие из главных провинциальных чиновников, а именно: казначея, судебного чиновника, соляного контролера и зернового ин­тенданта. Наместники получили право казнить без предва­рительной санкции сверху лиц, уличенных в принадлежно­сти к тайным обществам, имеющим целью ниспровержение существующего строя, и "открытых мятежников и разбой­ников".
Вместе с тем маньчжуры, сохранив господствующее положение, были вынуждены предоставить китайским феодалам, спасшим вместе с иностранцами Цинскую династию, большее число государственных должностей. Характерной особенностью формирования государственного аппарата тех времен является расширение открытой продажи должно­стей, усиление произвола чиновников.
Резко усилившаяся экспансия иностранного капитала в Китай привела к захвату им важнейших позиций в эконо­мике, к возникновению сравнительно сильного и быстроразвивающегося иностранного сектора в экономике. Страна превращалась в полуколонию западных держав.
В 60-80-е гг. XIX в. возникают первые китайские ка­питалистические предприятия. Первоначально это казен­ные или казенно-частные заводы, арсеналы и мастерские, а затем частные предприятия, действовавшие также под кон­тролем государства. Ведущей силой формирующейся на­циональной буржуазии стали крупные чиновники и поме­щики. Раньше национальной образовалась в Китае компрадорская (посредническая) буржуазия, выступавшая как сила, стремящаяся сохранить антинародный и антинациональный маньчжурский режим. Вторжение в страну иностранного капитала покончило с относительной замкнутостью китай­ской деревни, приобщило сельское хозяйство Китая к ми­ровому рынку.
Рост национального капитализма, расширение эконо­мических связей в стране, возникновение крупных эконо­мических и культурных центров создали условия для обра­зования китайской нации, развития национального самосоз­нания.
Поражение Китая в войне с Японией (1895 г.) и особен­но империалистический раздел страны активизировали дея­тельность патриотических сил. В конце XIX в. большое влия­ние на ее общественную жизнь оказала группа интеллиген­тов во главе с публицистом и философом Кан Ювэем, пред­ставлявшая интересы национальной буржуазии и обуржуа­зившихся помещиков. Эта группа выступала за модерниза­цию страны, за проведение реформ с помощью император­ской власти.
Сочувствовавший реформаторам император Гуансюй назначил членов группы на государственные посты и на основе подготовленного Кан Ювэем программного доклада издал 50 довольно радикальных указов, посвященных в своем большинстве вопросам экономики и просвещения, а также некоторым вопросам деятельности государственного аппа­рата. Этот трехмесячный период 1898 г. вошел в историю Китая под названием "сто дней реформ". Реформы не были проведены в жизнь из-за дворцового переворота, совершен­ного вдовствующей императрицей Цыси. Император Гуансюй был арестован, его указы отменены, а реформаторы казнены.
В 1899 году Китай вновь был потрясен народным вос­станием. Это было выступление сельской и городской бед­ноты в рядах ихэтуаней ("отрядов справедливости и согла­сия"), возникших на базе тайного общества - "кулак во имя справедливости и согласия". Восстание носило главным образом антииностранный характер и продолжалось до 1901 г., будучи усиленным представителями правящих кругов, за­игрывавшими с широким народным движением. Осада вос­ставшими посольского квартала в Пекине послужила пово­дом для вмешательства во внутренние дела Китая ряда ев­ропейских держав, царской России и США. В 1900 г. войска интервентов заняли Пекин. Цинский двор капитулировал.
В 1901 году представителем Цинов был подписан так называемый "заключительный протокол", по которому ки­тайское правительство обязалось выплатить вторгшимся в страну державам огромную контрибуцию и приняло ряд уни­зительных условий, закреплявших окончательное превра­щение Китая в полуколонию. Позорные условия "заключи­тельного протокола" усилили всеобщую ненависть народа к маньчжурской династии, и, чтобы притупить ее, Цины вы­нуждены были предпринять ряд реформ.
Первым практическим шагом в серии реформ была реорганизация Главной канцелярии по иностранным делам, на базе которой вскоре после подавления восстания ихэ­туаней было создано Министерство иностранных дел по европейскому образцу. Был упразднен ряд синекур при дворе и в провинциях. В 1903 г. вместо бывшего министерства об­щественных работ было создано министерство земледелия, промышленности и торговли, перед которым была постав­лена задача выработать уставы, регламентирующие деятель­ность торгово-промышленных предприятий, всячески спо­собствовать притоку капиталов в промышленность и тор­говлю. В 1905 г. создается министерство полиции, преобразованное в следующем году в министерство внутренних дел (гражданской администрации). В то же время создаются министерства образования, почт и путей сообщения, фи­нансов, армии и права (вместо министерства уголовных на­казаний). В 1906 г. учреждается Главное таможенное управ­ление. Судебные органы отделяются от администрации. Су­дебную систему составили Верховная судебная палата, суды высшей ступени, окружные суды и суды первой инстанции. Одновременно была учреждена прокуратура.
В 1906 году был обнародован указ о проведении подго­товительных мероприятий для перехода к конституционно­му правлению. В связи с этим в следующем году Цины учре­дили бюро по составлению и проверке конституции, а также бюро законодательных реформ, сосредоточившее свои уси­лия на подготовке кодексов. 1 августа 1908 г. был опублико­ван документ под названием "Основная программа конститу­ции". Подчеркивая незыблемость императорской власти, не­ограниченность ее прав во всех областях политической жиз­ни, этот документ упоминал, вместе с тем, о предстоящем создании представительного учреждения - парламента, прав­да, с весьма ограниченными совещательными функциями.