Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Империя Цинов в XIX в.

К началу XIX в. в Китае по-прежнему продолжало существовать традиционное обще­ство, в котором определенное развитие приобрели мелкое крестьянское ремесло и кустарная промышленность. Вме­сте с тем в некоторых районах страны началось довольно широкое распространение товарно-денежных отношений. Шел процесс концентрации земельной собственности и обез­земеливания крестьянства. Жестокая эксплуатация крестьян и городской бедноты феодалами, ростовщиками и торговца­ми дополнялась национальным гнетом.
Как уже отмечалось ранее (см. часть 1 учебника), с XVII в. Китаем правила маньчжурская династия Цин. Маньчжуры занимали главные посты в вооруженных силах и граждан­ской администрации. Власть верхушки немногочисленных маньчжурских племен над многомиллионным китайским народом держалась на союзе завоевателей с китайскими феодалами.
Утвердившись на троне китайских императоров - богдыханов, маньчжуры не внесли больших изменений в струк­туру государственных органов предыдущей династии. Ки­тайский император являлся неограниченным монархом, за­мещавшим трон наследственно и по принципу первородст­ва. Но этот порядок строго не соблюдался. Император перед кончиной мог избрать своим преемником любого из своих сыновей, а если таковых не было, то любого из принцев императорской крови. Император был верховным законо­дателем и верховным жрецом, которому принадлежало ис­ключительное право принесения жертв и молений "Вер­ховному небу", а также неограниченное право карать и ми­ловать своих подданных.
Высшими государственными учреждениями империи Цинов были Императорский секретариат и Военный совет. Первоначально важнейшими военными и гражданскими де­лами ведал Императорский секретариат, созданный еще в 1671 г. из равного числа маньчжурских и китайских сановни­ков. После 1732 г., когда для более оперативного руководства военными действиями в завоевательных походах богдыханов был учрежден Военный совет, решение всех важных госу­дарственных дел перешло к этому новому органу.
Высшая исполнительная власть осуществлялась импе­ратором, как и при династии Минов, через шесть централь­ных министерств (приказов): чинов, налогов, церемоний, военного, уголовных наказаний, общественных работ. Име­лись также и другие центральные учреждения. Так, кон­троль за деятельностью столичных и местных чиновников осуществляла ведущая свою историю со II в. до н. э. Палата цензоров, а разбором кассационных жалоб занимался Вер­ховный суд.


Китай времен Цинской династии характеризовался на­личием сильной власти на местах, сосредоточенной глав­ным образом в руках наместников и губернаторов. Страна была разделена на провинции, а последние, в свою очередь, на области, округа и уезды. Во главе каждой провинции стояли военный и гражданский губернаторы (чаще всего они были маньчжурами), которые подчинялись наместнику, со­средоточившему в своих руках военную и гражданскую власть. Области, округа и уезды возглавлялись начальни­ками, управляющими соответствующими единицами при помощи чиновников и старост стодворок и десятидворок. На всех уровнях судебная власть была соединена с админи­страцией, но обычно для осуществления судебных разбира­тельств выделялись специальные чиновники*.

*Подробнее о традиционной системе управления в Китае см.: История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Часть 1. М., 1996. С. 388-391.

Формально доступ на государственную службу был от­крыт всем, сдавшим специальные экзамены на ученую сте­пень, которые до последних лет династии Цинов были трех ступеней. Третья (высшая) степень присваивалась после экзаменов в уезде, затем в провинции, в столице.
Чиновничество, как и при прежней династии, делилось на девять классов, каждому из которых присваивались оп­ределенные знаки отличия.