Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Конституция США 1787 г

Принятие конституции США было обусловлено реальными экономическими, политиче­скими, социальными и идеологическими обстоятельствами. Развал "вечного Союза", чудовищный партикуляризм, эко­номический хаос, угроза гражданской войны - все это требовало создания единого государства на базе 13 практиче­ски независимых штатов.
В феврале 1787 г. Конгресс принял резолюцию о созы­ве в мае в Филадельфии специального конвента из делега­тов, назначаемых штатами, с единственной целью пересмот­реть Статьи конфедерации. Однако конвент пошел дальше, он принял конституцию.
Филадельфийский конвент представлял собой неболь­шую, но внушительную коллегию из 55 делегатов. 39 из них были делегатами Конгресса, остальные имели опыт полити­ческой деятельности в своих штатах. Все делегаты конвен­та были состоятельными людьми. В его состав входили вы­дающиеся деятели эпохи.
Делегаты конвента совершенно четко осознавали важ­ность поставленных перед ним задач - остановить дальнейшее развитие революции, создать "более совершенный союз" и гарантировать права собственников.
В конституции отсутствуют некоторые важные поли­тико-правовые принципы, содержащиеся в Декларации не­зависимости, конституциях штатов и Статьях конфедерации. В ней нет упоминаний о суверенитете штатов, о праве народа на восстание, о естественных правах человека, об общественном договоре. В этом отношении она сделала шаг назад по сравнению с практикой и идеологией предшествующего революционного периода. Тем не менее для своего времени она была, безусловно, революционным документом и оказала огромное влияние на развитие конституциона­лизма во многих других странах мира.


Американская конституция в том виде, в каком она была одобрена конвентом и затем ратифицирована, представля­ет собой весьма краткий документ. Она состоит из преамбу­лы и 7 статей, из которых только 4 разбиты на разделы. В основу организации, компетенции и взаимодействия выс­ших органов власти республики был положен американский вариант принципа разделения властей, созданный не столько в соответствии с теориями Д. Локка и Ш. Монтескье*, сколько с учетом своего собственного опыта. Следует особо подчерк­нуть, что учредители конституции никогда не помышляли о создании трех независимых друг от друга властей. Соглас­но их взглядам, власть едина, но она имеет три ветви: зако­нодательную, исполнительную и судебную. Для предупре­ждения концентрации полномочий, чреватой установлени­ем тирании одной ветви власти, конституция устанавлива­ла систему "сдержек и противовесов", которая покоится на следующих основополагающих началах. 

* Ш. Монтескье - французский философ-просветитель XVIII в., один из создателей теории разделения властей.

Во-первых, все три ветви власти имеют различные ис­точники формирования. Носитель законодательной власти - Конгресс состоит из двух палат, каждая из которых форми­руется особым способом. Палата представителей избирается народом, т. е. избирательным корпусом, который в те времена состоял только из белых мужчин-собственников. Сенат - ле­гислатурами штатов. Президент - носитель исполнительной власти избирается косвенным путем, коллегией выборщиков, которые в свою очередь избираются населением отдельных штатов. Наконец, высший орган судебной власти - Верховный суд - формируется совместно президентом и сенатом.
Во-вторых, все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий, поскольку каждые два года они переизбираются на одну треть. Президент избирается на 4 года, а члены Верховного суда занимают свои должно­сти пожизненно.
Такой порядок, по мысли "отцов-основателей", должен был обеспечивать каждую из ветвей власти определенной самостоятельностью по отношению к другим и не допустить одновременного обновления их состава, т. е. добиться устой­чивости и преемственности верхнего эшелона федеральной государственной машины.
В-третьих, конституция предусмотрела создание тако­го механизма, в рамках которого каждая из ветвей власти могла нейтрализовать возможные узурпаторские пополз­новения другой. В соответствии с этим конгресс получил право как суверенный законодательный орган отклонять любые законопредложения президента, включая финансовые, которые он может вносить через свою креатуру в па­латах. Сенат может отклонить любую кандидатуру, пред­ложенную президентом для занятия высших гражданских федеральных должностей, так как для ее утверждения тре­буется согласие двух третей сената. Конгресс, наконец, мо­жет привлечь президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности.
Важнейшим конституционным средством воздействия президента на конгресс являлось отлагательное вето, кото­рое может быть преодолено только в том случае, если билль или резолюция, отвергнутые президентом, будут повторно одобрены двумя третями голосов в обеих палатах.
Члены Верховного суда назначаются президентом по совету и с согласия Сената. Это значит, что предложенные президентом кандидатуры на высшие судебные должности должны быть одобрены двумя третями голосов Сената. Кон­ституция создала предпосылки для присвоения Верховномy суду права конституционного надзора, которое явилось важнейшим средством сдерживания нормоустанавливающей деятельности как Конгресса, так и президента. Сами феде­ральные судьи могли быть отстранены от должности в соответствии с процедурой импичмента, которая осуществля­лась обеими палатами Конгресса.
Система "сдержек и противовесов" должна была не только предупредить узурпаторские тенденции каждой из трех ветвей власти, но и обеспечить стабильность и непре­рывность функционирования самой государственной власти.
Конституция заложила основы федеративной формы государственного устройства, хотя соответствующего поня­тия в ее тексте нет. Федерация явилась результатом классового компромисса буржуа и рабовладельцев, напуганных народными волнениями и конфедеративной неурядицей.
Американская конституция положила в основу феде­рации дуалистический (двойственный) принцип, в силу ко­торого устанавливалась предметная компетенция союза, а все остальное (с некоторыми оговорками и уточнениями) от­носилось к ведению штатов. Предписания первоначального текста вскоре были уточнены Х поправкой 1791 г., в кото­рой провозглашалось: "Полномочия, не делегированные Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользова­ние которыми не запрещено ею отдельным штатам, сохра­няются соответственно за штатами либо за народом".
Важнейшее значение для прочности учреждаемого сою­за имело предписание ст. VI, в которой закреплялся принцип верховенства федерального права по отношению к правовым установлениям штатов. Конституция не только провозгласи­ла принцип верховенства федерального права, но и предусмотрела механизм, обеспечивающий его реализацию, а имен­но положение о том, что в случае коллизии законов судьи штатов всегда должны отдавать предпочтение федерально­му праву. Эта конституционная норма является краеуголь­ным камнем всего здания американского федерализма.