Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


4.2. Понятие, содержание, структура информационного правоотношения

Информационные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь разновидностью правовых отношений, они выражают все основные признаки правового отношения. Для них характерна первичность информационно-правовых норм, поскольку информационное правоотношение — результат регулирующего воздействия соответствующей информационно-правовой нормы изданное общественное отношение. Именно поэтому такое общественное отношение приобретает юридическую форму, т.е. становится правовым. При этом информационно-правовая норма регламентирует поведение сторон общественного отношения. Она же обеспечивает корреспонденцию взаимных обязанностей и прав субъектов — участников данного отношения, а также их юридическую ответственность за поведение, не соответствующее установлениям правовой нормы.
Другими словами, правоотношение является средством перевода общих установлений правовых норм (объективного права) в конкретные (субъективные) права и обязанности участников общественных отношений. Право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей персонально неопределенного крута объектов. В них содержатся предписания, относящиеся ко множеству лиц, находящихся в сфере действия правовой нормы. Право в субъективном смысле — индивидуализированное право. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений.
В дальнейшем под информационным правоотношением будем понимать урегулированное информационно-правовой нормой информационное общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационно-правовой нормой.
К основным элементам информационного правоотношения относятся:
а) субъекты, вступающие в правоотношения при осуществлении информационных процессов;
б) поведение (действия, бездействие) субъектов при осуществлении ими информационных правоотношений (например, приобретение исключительных прав, передача имущественных прав, купля-продажа информационных объектов, тиражирование и распространение информационных объектов и другие аналогичные действия);
в) объекты, в связи с которыми субъекты вступают в информационные правоотношения (далее — объекты правоотношений). Примеры объектов информационных правоотношений (информационных объектов) — документированная информация, информационные продукты и услуги; исключительные права; элементы информационной безопасности (информационные права и свободы личности, состояние защищенности личности, защищенность информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и т.п.); информационные технологии и средства их обеспечения (в том числе программы для ЭВМ), другие объекты в информационной сфере;
г) право, обязанность и ответственность субъектов правоотношений при осуществлении информационных процессов.
Исследование содержания информационного правоотношения удобно проводить на модели информационной сферы.
Основываясь на модели информационной сферы, можно выделить основные группы субъектов информационных правоотношений:

  • производители, или создатели, информации, в том числе авторы,
  • обладатели информации (информационных объектов),
  • потребители информации.

С помощью этой модели легко исследовать поведение субъектов правоотношений в зависимости от видов и способов производства и преобразования и организации информации и информационных объектов и провести классификацию информационных правоотношений.