Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих



§ 3. Порядок принятия жалобы и рассмотрения дела

Принятие жалобы. Индивидуальная жалоба заинтересованного лица сначала рассматривается судьей-докладчиком, который вместе с докладом направляет ее в Комитет.
Комитет судей может объявить жалобу неприемлемой или исключить ее из списка подлежащих рассмотрению дел. Такое решение Комитета является окончательным.
Если Комитет не принял решения о приемлемости жалобы, то этот вопрос решается Палатой.
Решения о приемлемости или неприемлемости жалоб должны быть мотивированными.
Суд объявляет неприемлемой индивидуальную жалобу, если сочтет ее несовместимой с положениями Конвенции или Протоколов к ней. "Несовместимость" означает отсутствие компетенции Суда рассматривать поставленный в жалобе вопрос.
Неприемлемой объявляется явно необоснованная жалоба: например, заявитель просит пересмотреть и отменить судебный акт, принятый национальным судом.
При констатации Судом злоупотребления правом подачи жалобы, жалоба также объявляется неприемлемой. Как злоупотребление правом Суд рассматривает такие случаи, когда в жалобе содержатся оскорбительные заявления относительно государства-ответчика, когда жалоба подана в целях пропаганды или желания заявителя добиться известности, заявитель не отвечает на ряд запросов секретариата Суда в связи с рассмотрением его жалобы <*>.
--------------------------------
<*> См.: Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Указ. соч. С. 85.

Индивидуальная жалоба, не объявленная Комитетом неприемлемой либо направленная судьей-докладчиком непосредственно в Палату, рассматриваются Палатой, образованной Председателем Секции для рассмотрения дела.
Рассмотрение дела. Объявив жалобу приемлемой, Суд рассматривает дело с участием представителей заинтересованных сторон и, если это необходимо, исследует обстоятельства дела, для чего заинтересованное государство создает все необходимые условия. Палата или ее Председатель могут предложить сторонам предоставить дополнительные доказательства и письменные объяснения. Срок предоставления объяснений одинаков для обеих сторон, если не принято иного решения.
Прежде чем рассматривать дело, Суд принимает меры для мирного (дружественного) урегулирования конфликта. Данная процедура носит конфиденциальный характер. Если мировое соглашение достигнуто, то дело исключается из списка путем вынесения постановления, в котором кратко излагаются факты и достигнутые решения.
Заседания Суда являются открытыми, если в силу исключительных обстоятельств Суд не примет иного решения. Производство по делу может быть по назначению Председателя Палаты устным или письменным.
Если Суд придет к выводу о том, что имело место нарушение Конвенции или Протоколов к ней, а внутреннее право государства-участника Конвенции допускает возможность лишь частичного устранения последствий этого нарушения, Суд в случае необходимости присуждает потерпевшей стороне справедливую компенсацию.
Как правило, справедливая компенсация предоставляется Судом для возмещения материального ущерба, нематериального ущерба, судебных расходов и издержек.
Рассмотрение дела завершается вынесением Палатой постановления, содержание которого должно соответствовать требованиям ст. 74 Регламента Суда. Все постановления Суда выносятся на французском или английском языках, публикуются в официальных сборниках Суда.
В течение трех месяцев с даты вынесения постановления, в исключительных случаях, любая из сторон по делу вправе подать в Секретариат Суда обращение (прошение) о передаче дела на рассмотрение Большой Палаты с целью его пересмотра <*>.
--------------------------------
<*> Прошения о передаче дела в Большую Палату с целью пересмотра Постановления Суда от 18 ноября 2004 г. по делу "Праведная против Российской Федерации" в настоящее время подано обеими сторонами: Л.А. Праведной и Российской Федерацией.

Коллегия из пяти членов Большой Палаты принимает обращение, если дело касается серьезного вопроса общей значимости, толкования или применения положений Конвенции или Протоколов к ней.
Если Коллегия принимает обращение, то Большая Палата выносит по делу свое постановление, которое является окончательным.
В случаях, когда стороны не заявляют, что они будут просить о передаче дела в Большую Палату или срок на подачу такого обращения истек, или Большая Палата отклонила обращение, постановление Палаты является окончательным.
Возможны ситуации, когда дело, принятое Палатой к рассмотрению, может быть передано для рассмотрения в Большую Палату - уступка юрисдикции в пользу Большой Палаты. Такая уступка может быть тогда, когда затрагивается серьезный вопрос, касающийся толкований положений Конвенции или Протоколов к ней, когда решение вопроса может войти в противоречие с ранее вынесенным Судом постановлением. Одним из условий уступки юрисдикции является согласие сторон на передачу дела для рассмотрения в Большую Палату.
Постановления Суда по делу должны быть мотивированными. Если постановление в целом или в части не выражает единогласного мнения судей, то судья вправе представить свое особое мнение.
Окончательные постановления являются обязательными для исполнения соответствующими компетентными органами государства-ответчика. Надзор за исполнением постановления Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы.
Прекращение производства по делу. На любой стадии разбирательства Суд может принять решение о прекращении производства по делу, если:
заявитель более не намерен добиваться рассмотрения своей жалобы;
спор был урегулирован;
по любой другой причине, установленной Судом, дальнейшее рассмотрение жалобы является неоправданным.
Суд продолжает рассмотрение жалобы, если этого требует соблюдение прав человека, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней.
В определенных случаях суд может принять решение о восстановлении жалобы в списке подлежащих рассмотрению дел, если сочтет, что это оправдано обстоятельствами.