Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих



§ 2. Порядок обращения в Европейский Суд по правам человека

Заинтересованные лица. В Суд с жалобой или индивидуальной жалобой могут обратиться:
любое государство - участник Конвенции в случае предполагаемого нарушения положений Конвенции и Протоколов к ней другим государством-участником Конвенции <*>;
--------------------------------
<*> "В 1982 г. скандинавские страны, Франция и Нидерланды подали жалобу на Турцию в связи с положением, сложившимся при военном режиме. Это дело закончилось мирным урегулированием, в соответствии с которым правительство Турции согласилось, в частности, регулярно представлять Европейской Комиссии доклады о мерах по обеспечению эффективного осуществления ст. 3 в своем внутреннем праве и практике Турции" (Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1998. С. 55 - 56).

физическое лицо, неправительственная организация, группа частных лиц, утверждающих, что они явились жертвами нарушения <*> одним из государств - участников Конвенции их прав, признанных в Конвенции и Протоколах к ней.
--------------------------------
<*> Статус жертвы должен быть подтвержден Судом.

Как правило, интересы заявителя при рассмотрении дела представляет адвокат.
От имени государства-ответчика в суде выступает представитель - Уполномоченный государства, который вправе пользоваться помощью адвокатов и советников.
В Российской Федерации Указом Президента РФ N 310 от 29 марта 1998 г. была учреждена должность Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека <*> и утверждено Положение об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека <**>.
--------------------------------
<*> Помимо Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека в России существует институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, основной задачей деятельности которого является контроль за соблюдением органами государства законодательства РФ в области прав человека.
<**> СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1540.

Основными задачами деятельности Уполномоченного РФ при Европейском Суде являются: защита интересов Российской Федерации при рассмотрении в Суде дел, возбужденных против Российской Федерации. Для реализации этой задачи Уполномоченный вправе привлекать представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации, соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также адвокатов; принятие мер по совершенствованию законодательства РФ, если исполнение решений Суда связано с внесением изменений и дополнений в нормативные правовые акты Российской Федерации; обеспечение взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации при исполнении решений Суда и Комитета министров по восстановлению нарушенных прав, включая выплату заявителю справедливой денежной компенсации.
Одной из важнейших задач Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека является принятие мер по досудебному урегулированию конфликта. Если из заявления усматривается нарушение положений Конвенции и Протоколов к ней, то Уполномоченный предлагает заявителю дружественный путь урегулирования спора, включающий, в том числе и выплату справедливой денежной компенсации.
К концу 2004 г. в Европейский Суд поступило почти 18 тыс. обращений из России. "По этому показателю страна занимает третье место среди всех государств - членов Совета Европы... Значительное количество обращений в Европейский Суд отклоняется им без рассмотрения по существу. К концу 2004 г. число российских дел, принятых Судом к производству, немногим превысило сотню, а рассмотрено их до 1 октября 2004 г. всего 13" <*>.
--------------------------------
<*> Российская газета. 2005. 31 марта.

Большинство обращений отклоняется по причине несоответствия условиям приемлемости жалоб, нарушения правил их оформления и направления.
Условия приемлемости жалобы заинтересованного лица определены в ст. 35 Конвенции. К ним относятся исчерпание внутренних средств правовой защиты, соблюдение срока обращения и правил подачи жалобы.
Исчерпание внутренних средств правовой защиты. Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты.
Данное требование основано на ст. 13 Конвенции, согласно которой каждый, чьи права и свободы, признанные в Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Европейский Суд неоднократно отмечал, что вопрос о том, какие средства защиты должны быть исчерпаны, определяется внутригосударственным правом и разрешается государственными органами. Если для устранения нарушений права имеется несколько средств защиты, то заявитель должен объяснить, почему он выбрал то или иное средство защиты. Выдвигать возражения относительно того, что заявитель не исчерпал внутренних средств защиты, и доказывать наличие имеющихся и достаточных внутренних средств защиты должно государство-ответчик <*>.
--------------------------------
<*> См.: Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. С. 72 - 77.

Если государственные органы (административные органы, государственные суды) не восстанавливают нарушенного права лица или не присуждают потерпевшей стороне справедливую компенсацию, Европейский Суд по правам человека вправе рассмотреть этот вопрос, приняв соответствующую жалобу заявителя.
Если потерпевшая сторона не использовала все внутренние средства правовой защиты, то ее заявление не может быть рассмотрено Судом, поскольку механизм защиты прав человека, предусмотренный Конвенцией, является дополнительным по отношению к внутреннему механизму защиты тех же прав.
Для гражданина Российской Федерации исчерпание внутренних средств правовой защиты означает, что его дело в зависимости от правил подсудности должно быть рассмотрено сначала мировым судьей или федеральным судом общей юрисдикции первой инстанции затем судом апелляционной или кассационной инстанций.
Поскольку Европейский Суд по правам человека не рассматривал и не рассматривает производство в порядке надзора в качестве эффективного средства правовой защиты, которое необходимо исчерпать <*>, то обращение заинтересованного лица в суд надзорной инстанции для подачи надзорной жалобы на вступившее в законную силу судебное постановление не является обязательным.
--------------------------------
<*> Решение от 8 февраля 2001 г. по вопросу приемлемости жалобы N 47936/99 "Галина Питкевич против Российской Федерации"; решение по вопросу приемлемости жалобы N 69582/01 "Александр Сардин против Российской Федерации"; решение по вопросу приемлемости жалобы N 33408/03 "Анатолий Денисов против Российской Федерации".

В связи с этим внутренние средства правовой защиты, предусмотренные ГПК РФ, считаются исчерпанными после принятия постановления суда второй (апелляционной или кассационной) инстанции.
Соблюдение срока обращения. Обращение в Европейский Суд по правам человека должно последовать в течение шести месяцев с даты вынесения, применительно к Российской Федерации, окончательного судебного решения по делу - апелляционного решения, кассационного определения, определения суда второй инстанции.
Правила подачи жалобы. Порядок подачи жалобы, требования, которым должна отвечать жалоба, определены Регламентом Европейского Суда по правам человека.
Первоначально подать индивидуальную жалобу заявитель вправе самостоятельно или через представителя. Жалоба представляется в письменной форме подписывается заявителем или его представителем. Обращение в Суд может быть направлено факсом, телеграммой, в которых кратко излагается предмет индивидуальной жалобы. В течение пяти дней после такого обращения заявитель должен направить в Суд подписанный оригинал жалобы.
Для составления жалобы в Секретариате Суда имеется формуляр, который может быть выслан заявителю для заполнения. Направление первого сообщения, в котором был изложен предмет будущей жалобы, важно для соблюдения шестимесячного срока обращения в Суд.
Жалоба должна содержать данные о заявителе; его представителе; краткое изложение фактов, краткое изложение нарушений Конвенции, имевших место, по мнению заявителя, и соответствующих доводов; указание на соблюдение требований приемлемости жалобы; предмет жалобы. К жалобе прилагаются копии соответствующих документов, связанных с предметом жалобы. Жалоба может быть составлена на русском языке. После того как будет решен вопрос о приемлемости жалобы, состязательные бумаги должны подаваться на одном из официальных языков Суда - французском или английском. Председатель Суда может разрешить продолжать использовать официальный язык одного из государств - участников Конвенции и после того, как жалоба была объявлена приемлемой.
Порядок подачи жалобы четко определен в практической инструкции "Подача жалобы", дополняющей ст. ст. 45 и 47 Регламента Суда и предписанной Председателем Суда 1 ноября 2003 г.
Подача жалобы - бесплатная процедура.
Жалоба не должна быть анонимной, она подписывается заявителем или его представителем. Суд не принимает к рассмотрению жалобу, если она аналогична уже рассмотренной Судом или является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования и если она не содержит новых относящихся к делу фактов (п. 2 ст. 35 Конвенции).
Если заинтересованное лицо претендует на присуждение ему Судом справедливой компенсации за допущенное государством нарушение его прав, то соответствующее требование должно быть изложено письменно. Регламентом не предусматривается указание на требование о компенсации в индивидуальной жалобе. Такое требование может быть изложено в письменных объяснениях или в отдельном процессуальном документе. Заявитель должен представить расчет и необходимые подтверждающие требование документы.