§ 1. Процессуальные права и обязанности иностранных лиц

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации 2002 г. содержит раздел V "Производство по делам с участием иностранных лиц", нормами которого на базе обобщения накопленной практики и с учетом новейших теоретических исследований расширены и усовершенствованы положения ранее действовавшего раздела VI ГПК РСФСР.
Согласно ст. 398 ГПК РФ, отражающей в целом принцип так называемого "национального режима", иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации (далее - иностранные лица) имеют право обращаться в суды Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Согласно ст. 254 АПК РФ иностранные лица, осуществляющие предпринимательскую и иную экономическую деятельность, имеют право обращаться в арбитражные суды в РФ.
Это означает, что такие лица наделены процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями. Нормы ст. 398 ГПК РФ и ст. 254 АПК РФ на такие дела прежде всего распространяют принцип "национального режима". Согласно этому принципу иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные организации разного статуса внутри нашей страны пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами и организациями Российской Федерации. В общей форме он закреплен ч. 3 ст. 62 Конституции РФ: "Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации".
Закон "О гражданстве Российской Федерации" от 19 апреля 2002 г. расшифровывает понятия "иностранные граждане" и "лица без гражданства". Иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства (ст. 3) <*>. Статус иностранных организаций определяется по законодательству государств, где они учреждены.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.

Статьи 399 и 400 ГПК РФ вводят понятие "личный закон", который определяет гражданскую процессуальную правоспособность и дееспособность иностранных лиц. Нормы этих статей согласованы со ст. ст. 1195 - 1197, 1202, 1203 ГК РФ.
Личным законом иностранного гражданина является право страны, гражданство которой он имеет. При наличии у гражданина нескольких иностранных гражданств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства. Личным законом иностранца, проживающего в РФ, лица с двойным гражданством, одно из которых гражданство РФ, будет российское право. Часть 4 ст. 399 ГПК РФ определяет личный закон лица без гражданства - это право страны, в которой лицо имеет место жительства. Следует добавить, что личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище (п. 6 ст. 1195 ГК РФ). Для определения процессуальной правоспособности и дееспособности иностранных лиц имеет значение и ч. 5 ст. 399 ГПК РФ: лицо, не являющееся на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть на территории РФ признано процессуально дееспособным, если оно в соответствии с российским правом обладает процессуальной дееспособностью. В данном случае необходимо руководствоваться общими нормами о процессуальной дееспособности, зафиксированными ст. 37 ГПК РФ.
Статья 400 ГПК РФ определяет личный закон иностранной и международной организаций. Личным законом иностранной организации считается право страны, в которой организация учреждена, соответственно ее процессуальная правоспособность им и будет регламентирована. Однако организация, не обладающая по личному закону процессуальной правоспособностью, может быть на территории РФ признана правоспособной в соответствии с российским правом, т.е. по общим правилам ст. 36 ГПК РФ.
Процессуальная правоспособность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом РФ. В каждом конкретном случае следует руководствоваться положениями этих документов.
Иначе говоря, на иностранных лиц распространяются как общие правила ГПК РФ, так и специальные, предусмотренные законами и международными договорами. Например, иностранные граждане могут быть освобождены от уплаты судебных расходов; они вправе вести дело в суде лично или через представителей. В данном случае необходимо отметить одну особенность. Иностранные граждане могут быть представлены в судах консулами соответствующих государств, причем согласно консульским конвенциям консул может представлять граждан своей страны без специальных полномочий (без доверенности).
Распространение на иностранных субъектов национального режима означает, что они могут выступать в судебных процессах не только как истцы и ответчики, но также быть третьими лицами, заявляющими и не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, участвовать в делах, возникающих из публичных правоотношений и особого производства, пользоваться услугами представителей и выступать в качестве представителя.
В большинстве случаев производство по делам с иностранными элементами развивается по обычным правилам ГПК РФ. Общим положениям рассмотрения судами России дел с участием иностранных лиц посвящена гл. 43 ГПК РФ.
Все документы, составленные на иностранном языке, которые представляются в суд, должны быть переведены на русский язык и надлежащим образом заверены. Если документы выданы, составлены или удостоверены по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов Российской Федерации по нормам иностранного права, они принимаются судом при наличии их легализации <*>, если иное не установлено международным договором РФ или федеральным законом (ст. 408 ГПК РФ). Легализованный документ оценивается судом наравне с другими доказательствами. Легализация необходима для допуска документа в качестве доказательства при рассмотрении дела в суде и не исключает его исследования и оценку судом с целью установления правильности информации по существу, т.е. удостоверение российского консула не добавляет документу дополнительной юридической силы.
--------------------------------
<*> Легализация - это установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах и соответствия их законам государства пребывания дипломата (консула) (Консульский устав СССР). Документы, выданные в России и предназначенные для представления в официальные органы иностранных государств удостоверяются в особом, упрощенном порядке, т.е. уполномоченные органы РФ проставляют специальный штамп в виде квадратного клише (апостиль), который не требует дальнейшего заверения или легализации и признается официальными учреждениями всех стран-участниц Гаагской конвенции 1961 г. (Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов).

В отношении иностранных граждан их право обращаться в суды России и пользоваться одинаковыми процессуальными правами с гражданами России закрепляется также в международных актах. Российская Федерация является участником более 30 двусторонних и многосторонних межгосударственных конвенций, договоров, соглашений о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, коммерческим, семейным делам.
Так, например, согласно Конвенции между СССР и Итальянской Республикой о правовой помощи по гражданским делам 1986 г. (ст. 1) граждане одной Договаривающейся Стороны пользуются на территории другой Договаривающейся Стороны в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и граждане этой Договаривающейся Стороны <*>.
--------------------------------
<*> Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М., 1996. С. 240 - 247.

В соответствии с Договором между СССР и Греческой Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам 1981 г. (ст. 1) гражданам одной из Договаривающихся Сторон предоставляется на территории другой Договаривающейся Стороны такая же правовая защита, что и гражданам этой другой Договаривающейся Стороны <*>. Аналогичные нормы содержатся и в других договорах, самые первые статьи которых традиционно именуются "Правовая защита" с почти тождественными формулировками относительно национального режима.
--------------------------------
<*> Там же. С. 196 - 209.

Для государств-участников Содружества Независимых государств важное значение имеет Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., заключенная всеми странами СНГ (далее - Конвенция 1993 г.)
Большинство стран СНГ, участвующих в Конвенции 1993 г., в Кишиневе 7 октября 2002 г. подписали новую Конвенцию с таким же названием, правила которой в области гражданского процесса в основном воспроизводят положения Конвенции 1993 г. Новая Конвенция после вступления в силу заменит собой Конвенцию 1993 г., которая прекратит действие между участниками, подписавшими Конвенцию в Кишиневе. Со странами, не подписавшими новую Конвенцию, Россию будет по-прежнему связывать Конвенция 1993 г.
Конвенция 1993 г. обеспечивает защиту в судах этих стран граждан СНГ и других лиц (т.е. не являющихся их гражданами), если они проживают в стране-участнице, юридических лиц, а также правовое сотрудничество различных учреждений юстиции. Конвенцией охватывается широкий круг вопросов в области гражданского процесса и других отраслей права: правовая защита граждан и юридических лиц, порядок сношений при оказании правовой помощи, исполнение поручений учреждений юстиции, действительность документов, предоставление информации о праве, разграничение компетенции судов, вопросы применения права (коллизионные нормы), признания и исполнения иностранных судебных решений.
В ст. 1 Конвенции 1993 г. устанавливается, что граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также лица, проживающие на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру и иные учреждения юстиции других Договаривающихся Сторон, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане данной Договаривающейся Стороны. При этом отмечается (ст. 2), что граждане каждой из Договаривающихся Сторон и лица, проживающие на ее территории, освобождаются от уплаты и возмещения судебных пошлин и издержек, а также пользуются бесплатной юридической помощью на тех же условиях, что и собственные граждане <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1042.

Иностранные граждане равны перед российским законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Использование иностранными лицами прав и свобод не должно причинять вред интересам общества, государства, граждан и организаций.
Не исключены ситуации, когда в каком-либо государстве или союзе государств будут введены дискриминационные ограничения прав российских граждан или организаций в судебных процессах. Тогда Правительство Российской Федерации компетентно устанавливать ответные ограничения (реторсии) по отношению к субъектам соответствующего государства или государств (ч. 4 ст. 398 ГПК РФ). На иностранных лиц при рассмотрении гражданских дел в российских судах нельзя возлагать обязанность доказывания отсутствия в их странах какой-либо судебной дискриминации российских тяжущихся <*>.
--------------------------------
<*> Научно-практический комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР. М., 1999. С. 570 - 571.