Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих



§ 2. Возбуждение надзорного производства

Согласно ч. 2 ст. 376 ГПК судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу. Лицам, пропустившим этот срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока, установленного ч. 2 ст. 376 ГПК, подается в суд, рассмотревший дело по первой инстанции. Одновременно с подачей заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие (подана жалоба, представлены документы), в отношении которого пропущен срок.
На определение суда о восстановлении или об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока может быть подана частная жалоба <*>.
--------------------------------
<*> Статья 112 ГПК в ред. ФЗ РФ от 27 июля 2004 г. N 94-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РФ" // Российская газета. 2004. 31 июля.

Возбуждение деятельности суда надзорной инстанции проходит в два этапа: 1) принятие надзорной жалобы к производству суда; 2) рассмотрение надзорной жалобы на предмет возможности передачи ее в надзорную инстанцию для рассмотрения по существу.
Надзорная жалоба или представление прокурора могут быть поданы только на вступившие в законную силу решения и определения, вынесенные судом первой инстанции, определения судов кассационной инстанции, определения постановления судов надзорной инстанции. Надзорная жалоба или представление прокурора нередко подаются одновременно на судебное решение и последующие определения, которыми оно было оставлено без изменения. Определения судов кассационной инстанции, определения и постановления судов надзорной инстанции могут быть обжалованы отдельно от решения. Не составляют исключения и определения суда второй инстанции или определения и постановления суда, рассматривающего дело в порядке надзора, которыми решения суда первой инстанции отменены с передачей дела на новое рассмотрение. Допустимость пересмотра таких определений и постановлений позволяет, в частности, предупредить при новом рассмотрении дела вынесение ошибочного решения на основе неправильных указаний суда второй инстанции или суда, рассматривающего дело в порядке надзора.
Право на обращение в суд надзорной инстанции имеют лица, участвующие в деле, другие лица, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены постановлениями судов.
Право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений, определений и постановлений судов Российской Федерации, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица прокуратуры Российской Федерации - Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота). Другие должностные лица прокуратуры не имеют права на обращение в суд надзорной инстанции.
Порядок подачи надзорной жалобы или представления прокурора установлен законом. Надзорная жалоба или представление прокурора подаются непосредственно в суд надзорной инстанции.
Надзорная жалоба или представление прокурора подаются:
1) на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные решения и определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;
2) на кассационные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов - в президиум окружного (флотского) военного суда;
3) на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов <*>;
--------------------------------
<*> Верховный Суд Российской Федерации, отвечая на вопрос о том, может ли быть обжаловано в Верховный Суд РФ определение (после принятия ФЗ от 28 июля 2004 г. - постановление) президиума областного и другого соответствующего им суда по делу, подсудному мировому судье, разъяснил, что согласно п. 3 ч. 2 ст. 377 ГПК РФ надзорные жалобы на постановления президиумов областных и других соответствующих им судов подаются в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ. Поскольку названная норма ГПК РФ не ставит возможность реализации этого права в зависимость от того, чье судебное постановление было предметом проверки в суде надзорной инстанции, то постановление президиума областного и другого соответствующего ему суда по делу, подсудному мировому судье, может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд РФ. В силу ст. 377 ГПК РФ решения и определения мировых судей, апелляционные решения и определения районных судов в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ обжаловаться не могут. По делам, подсудным мировым судьям, в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ могут быть обжалованы только постановления президиумов областных и других соответствующих им судов, например, когда ими внесены изменения в судебные постановления, вынесены новые решения либо когда постановления об оставлении судебных постановлений без изменения вынесены с существенным нарушением норм процессуального права, в связи с чем они подлежат отмене с направлением дел на новое рассмотрение в соответствующий президиум // БВС РФ. 2004. N 3. С. 25 - 26.

4) на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, - в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;
5) на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; на кассационные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда, - в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации;
6) на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции; на определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации; на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ею в кассационном порядке; на определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ею в кассационном порядке, - в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.
Жалобы, представления прокурора на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в надзорном порядке, подаются в Президиум Верховного Суда Российской Федерации, при условии что такие определения нарушают единство судебной практики.
С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений, определений судов и постановлений президиумов судов надзорной инстанции в Российской Федерации вправе обращаться:
1) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители - в любой суд надзорной инстанции;
2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.
Требования, предъявляемые к надзорной жалобе или представлению прокурора, определены законом.
Надзорная жалоба или представление прокурора должны содержать: наименование суда, в который они адресуются; наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле; наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения; указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанциям, и содержание принятых ими решений; указание на решение, определение суда и постановление президиума суда надзорной инстанции, которые обжалуются; указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона; просьбу лица, подающего жалобу или представление.
В жалобе или представлении прокурора на определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенное в надзорном порядке, должно быть указано, в чем состоит нарушение единства судебной практики, и должны быть приведены соответствующие обоснования этого нарушения.
В жалобе лица, не участвовавшего в деле, должно быть указано, какие права или охраняемые законом интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу постановлением суда.
Если жалоба или представление прокурора ранее подавались в надзорную инстанцию, в них должно быть указано на принятое решение.
Жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагаются доверенность или другой документ, удостоверяющий полномочия представителя. Представление прокурора должно быть подписано прокурором, указанным в ч. 4 ст. 377 ГПК.
К жалобе или представлению прокурора прилагаются заверенные соответствующим судом копии постановлений, вынесенных по делу.
Жалоба или представление прокурора подаются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.
Если судебное постановление не было обжаловано в апелляционном или кассационном порядке, к жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Надзорная жалоба или представление прокурора, поданные в соответствии с определенной в законе подсудностью, по поручению председателя или заместителя председателя суда передаются на рассмотрение судьи данного суда.
Согласно ст. 380 ГПК надзорная жалоба или представление прокурора возвращается судьей без рассмотрения по существу в течение десяти дней с момента их поступления в суд надзорной инстанции, если: 1) жалоба или представление не отвечает требованиям, предусмотренным ст. 378 ГПК; 2) жалоба или представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции; 3) пропущен срок на обжалование постановления суда в порядке надзора и к жалобе не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока; 4) до принятия жалобы или представления к рассмотрению по существу поступила просьба об их возвращении или отзыве; 5) жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ст. 377 ГПК.
Перечень оснований для возвращения надзорной жалобы или представления прокурора исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит <*>.
--------------------------------
<*> При возвращении судьей надзорной жалобы или представления по основаниям ст. 380 ГПК РФ возможны два способа реагирования на это заинтересованных лиц: 1) исправление допущенных недостатков и новое обращение в надзорную инстанцию в пределах срока, установленного ГПК РФ; 2) при несогласии с выводом судьи о допущенных недостатках - новое обращение с надзорной жалобой или представлением в надзорную инстанцию на имя соответствующего председателя суда субъекта Федерации, Председателя Верховного Суда РФ или его заместителя, с тем чтобы они могли использовать право, закрепленное в ч. 2 ст. 383 ГПК РФ. См.: Лесницкая Л.Ф. Некоторые вопросы надзорного производства в гражданском процессе // Комментарий судебной практики / Под ред. К.Б. Ярошенко. Вып. 10. М., 2004. С. 167.

При отсутствии предусмотренных законом оснований для возвращения надзорной жалобы или представления прокурора она принимается к рассмотрению суда надзорной инстанции.
В суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда Российской Федерации, жалоба или представление рассматриваются в срок до месяца, а в Верховном Суде Российской Федерации - до двух месяцев.
При рассмотрении надзорной жалобы или представления прокурора судья изучает как содержание жалобы, так и содержание приложенных к ней копий судебных постановлений и иных материалов.
По результатам рассмотрения жалобы или представления прокурора судьей выносится определение: 1) об истребовании дела, если имеются сомнения в законности постановления суда; 2) об отказе в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении доводы в соответствии с законом не могут повлечь за собой возможность отмены постановления суда.
В определении об отказе в истребовании дела излагаются мотивы, и оно направляется лицу, подавшему надзорную жалобу или представление. В определении должны быть указаны:
1) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение;
2) время и место вынесения определения;
3) дело, по которому вынесено определение;
4) наименование лица, подавшего жалобу или представление;
5) основание отказа в истребовании дела.
В случае отказа в истребовании дела жалоба или представление прокурора, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции <*>.
--------------------------------
<*> Л.Ф. Лесницкая отмечает, что судебная практика по конкретным делам исходит из того, что отказ судом в истребовании дела или передаче его в надзорную инстанцию для рассмотрения по существу не служит препятствием для заинтересованных лиц вновь обратиться с надзорной жалобой, но уже на имя председателя суда субъекта Федерации, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителя в зависимости от того, в какой надзорной инстанции первоначально рассматривалась надзорная жалоба или представление. Более того, такое обращение рассматривается как необходимая ступень, позволяющая в дальнейшем обратиться к более высокому уровню суда надзорной инстанции и соблюсти правила о подсудности, закрепленные в ст. 377 ГПК РФ (Лесницкая Л.Ф. Указ. соч. С. 168 - 169).

Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в истребовании дела. В этом случае председатель соответствующего суда или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации выносит свое определение об истребовании дела.
Определение судьи, председателя суда или его заместителя об истребовании дела должны неукоснительно выполняться нижестоящими судами.
В случае истребования дела судья вправе приостановить исполнение решения до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии об этом просьбы, содержащейся в жалобе, представлении или ином ходатайстве. О приостановлении исполнения решения судья выносит определение.
Истребованное дело тщательно изучается судьей. Дело, переданное для рассмотрения в суд надзорной инстанции, рассматривается:
в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) суда в срок до двух месяцев;
в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, в Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации в срок до трех месяцев;
в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации в срок до четырех месяцев.
По результатам рассмотрения дела, истребованного в суд надзорной инстанции, судья выносит определение об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции либо о передаче дела для рассмотрения жалобы или представления прокурора по существу в суд надзорной инстанции.
Определение об отказе в передаче дела для рассмотрения в суд надзорной инстанции должно содержать: дату и место вынесения определения; фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение; наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора; указания на судебные постановления, которые обжалуются; мотивы, по которым отказано в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.
Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в истребовании дела. В этом случае председатель соответствующего суда или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации выносит свое определение об истребовании дела.
Председатель суда субъекта Российской Федерации, окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда Российской Федерации и его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции. В этом случае председатель соответствующего суда выносит свое определение о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.
Установив, что по делу допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, судья выносит мотивированное определение о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции. Оно должно содержать:
1) дату и место вынесения постановления;
2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего постановление;
3) наименование суда надзорной инстанции, в который передается дело для рассмотрения по существу;
4) наименование лица, подавшего жалобу или представление;
5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
6) изложение содержания дела, по которому вынесены судебные постановления;
7) мотивированное изложение оснований для передачи дела для рассмотрения по существу;
8) предложения судьи, вынесшего постановление.
Судья направляет надзорную жалобу или представление прокурора вместе со своим определением и материалами дела в суд надзорной инстанции.
В Президиуме Верховного Суда Российской Федерации надзорное производство может быть возбуждено и по мотивированному представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях обеспечения единства судебной практики и законности (ст. 389 ГПК).