Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


 6. Претензии и иски в транспортных обязательствах

Претензии и иски по обязательствам, возникающим из перевозки грузов, порядок и сроки их предъявления и рассмотрения установлены законодательством (ст. 797 ГК, ст. 135 ТУЖД, ст. 124-126 ВК, ст. 158-159 УАТ, ст. 218-219 УВВТ, ст. 403 КТМ). Во-первых, предусматривается обязательность предъявления к перевозчику претензии до предъявления к нему иска. Во-вторых, иск к перевозчику может быть предъявлен как грузоотправителем, так и грузополучателем при наличии двух необходимых условий:
- если имел место полный или частичный отказ перевозчика удовлетворить заявленную претензию;
- если перевозчик в тридцатидневный срок не дал ответа на претензию.
Таковы правила, закрепленные в п. 1 и 2 ст. 797 ГК, которые дают основания считать, что новый ГК, в отличие от ГК РСФСР 1964 г., транспортных уставов и кодексов, не устанавливает каких-либо сроков на предъявление претензий к перевозчику и не предоставляет такой возможности транспортным уставам и кодексам. Такое понимание содержания ст. 797 ГК возражений, естественно, не вызывает. Однако ТУЖД и ВК, принятые после введения в действие второй части нового ГК, проигнорировали содержание ст. 797 ГК: сроки на предъявление претензии установлены ст. 139 ТУЖД, ст. 126 ВК и ст. 406 КТМ *(87).
Железная дорога обязана рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение тридцати дней со дня получения претензии (п. 2 ст. 797 ГК, ст. 140 ТУЖД, ст. 128 ВК). В противном случае у грузоотправителя или грузополучателя возникает право на предъявление к перевозчику иска.
Претензии и иски по обязательствам, возникающим из перевозки пассажира и багажа, порядок и сроки их предъявления также установлены транспортными уставами и кодексами. Так, до предъявления к железной дороге иска, возникшего в связи с осуществлением перевозки пассажира или багажа, претензия к перевозчику предъявляется в следующих случаях:
- задержки отправления или опоздания поезда;
- просрочки доставки багажа;
- недостачи или повреждения (порчи) багажа;
- утраты багажа.



.::Содержание::.