Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 1. Общая характеристика валютного законодательства

Валютное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, определяющих международные расчеты, прин­ципы проведения операций с валютными ценностями, порядок осуществления контроля за соблюдением валютного законода­тельства.
Валютное законодательство состоит из трех блоков. Первый — специальные законодательные и нормативные документы, по­священные валютному регулированию и контролю.
Во второй блок входят законодательные и нормативные до­кументы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, деятельность институтов, выполняющих функции валютного регулирования и валютного контроля, а также институтов, осу­ществляющих операции с валютными ценностями. К данному блоку относятся законы РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятель­ности», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О биржах», «О рынке ценных бумаг», «О товар­ных биржах и биржевой торговле», «Об иностранных инвести­циях».
К третьему блоку валютного законодательства относятся за­коны всеобщего действия, такие, как Конституция РФ, Граж­данский кодекс РФ.
Валютное законодательство служит правовой основой ва­лютного регулирования и валютного контроля.
Под валютным регулированием понимается определение госу­дарством принципов осуществления операций с валютными ценностями. С помощью валютного регулирования государство стремится защитить национальную валюту, поддержать ее ус­тойчивость, ограничить масштабы утечки капитала из страны, обеспечить необходимый уровень валютных резервов страны и равновесие платежного баланса. Перечислим основные направле­ния валютного регулирования в Российской Федерации:
  1. формирование и развитие национального валютного рынка;
  2. регулирование сферы применения иностранной валюты в стране;
  3. регламентация порядка осуществления резидентами и не­резидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерези­дентов;
  4. определение прав и обязанностей резидентов и нерези­дентов в отношении владения, пользования и распоряжения ва­лютными ценностями;
  5. определение полномочий и функций органов валютного регулирования.
К основным методам валютного регулирования, используе­мым в России, относятся:
  1. требование проведения валютных операций через упол­номоченные банки;
  2. лицензирование валютных операций путем выдачи упол­номоченным банкам лицензий на проведение валютных опера­ций и выдачи разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала;
  3. требование обязательного перевода из-за границы экс­портной выручки;
  4. введение обязательной продажи экспортерами части ва­лютной выручки на внутреннем валютном рынке;
  5. ограничение сроков продажи части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке;
  6. требование предварительного депонирования импортера­ми в уполномоченных банках рублей в сумме, эквивалентной покупаемой иностранной валюте;
  7. установление лимитов открытой валютной позиции бан­ков;
  8. введение различных категорий рублевых счетов для нере­зидентов и валютных счетов для резидентов.
Валютный контроль это государственный контроль за со­блюдением резидентами и нерезидентами норм валютного зако­нодательства. В Российской Федерации он осуществляется по следующим направлениям:
  1. определение порядка и форм учета, отчетности и доку­ментации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, проверка полноты и объективности учета и отчетности по ва­лютным операциям и рублевым операциям нерезидентов;
  2. надзор за соответствием проводимых резидентами и нере­зидентами валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;
  3. контроль экспортных операций;
  4. контроль импортных операций;
  5. контроль за валютными операциями, связанными с пере­водами иностранной валюты из Российской Федерации по кон­трактам, обладающим признаками фиктивности;
  6. проверка выполнения резидентами обязательств в ино­странной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем рынке;
  7. определение полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.
Валютный контроль осуществляется в России в трех основ­ных формах:
1) путем документарного надзора, основанного на анализе бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности;
2) с помощью инспекционных проверок;
3) путем применения мер воздействия в случае нарушения валютного законодательства.

По Закону РФ «О валютном регулировании и валютном кон­троле»* валютный контроль в России осуществляется органами валютного контроля и их агентами (п. 1 ст. 11). Органами ва­лютного контроля являются Банк России и Правительство РФ (п. 2 ст. 11). Для реализации функций Правительства РФ по ва­лютному контролю была образована Федеральная служба Российской Федерации по валютному и экспортному контролю (ВЭК). В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 198) органом валютного контроля является также Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ).
* Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. № 3615-1 в ред. федеральных законов от 29 декабря 1998 г. № 192-ФЗ, от 5 июля 1999 г. № 128-ФЗ. Агентами валютного контроля согласно данному Закону (п. 3 ст. 11) являются организации, которые в соответствии с законо­дательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля под­отчетны соответствующим органам валютного контроля. Упол­номоченные банки подотчетны Центральному банку РФ (п. 4 ст. 11).
Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет функции органов и агентов валютного контроля (ст. 12). Так, органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, опреде­ляют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:
  1. осуществляют контроль за валютными операциями, про­водимыми в Российской Федерации резидентами, за соответст­вием этих операций законодательству, наличием лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими нормативных актов органов валютного контроля;
  2. проводят проверки валютных операций резидентов и не­резидентов Российской Федерации.
Указанный Закон устанавливает ответственность за наруше­ние валютного законодательства (ст. 14). Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:
  1. взыскания в доход государства полученного по недействи­тельным в силу указанного Закона сделкам;
  2. взыскания в доход государства необоснованно приобре­тенного не по сделке, а в результате незаконных действий.
Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты в случае отсутствия учета валютных операций, ведения учета валютных операций с нарушением установленного порядка, не­представления или несвоевременного представления органам и агентам валютного контроля запрашиваемых ими документов и информации об осуществлении валютных операций несут ответ­ственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой до­кументация и информация не были представлены в установлен­ном порядке. Порядок привлечения к ответственности в данных случаях устанавливается Банком России.
При повторном нарушении вышеперечисленных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписа­ний органов валютного контроля резиденты, включая уполномо­ченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:
  1. взыскания в доход государства всего полученного по не­действительным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ;
  2. приостановления действия либо лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;
  3. других санкций, установленных законодательством Рос­сийской Федерации.
Взыскание упомянутых сумм штрафов и иных взысканий производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, в судебном поряд­ке. (По определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-0 положения о бесспорном порядке взыскания штрафов и иных санкций с юридических лиц без их согласия не применяются — п. 4 ст. 11.)
Должностные лица юридических лиц-резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нере­зидентов, а также физические лица, виновные в нарушении ва­лютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации.
Статья 15 Закона РФ «О валютном регулировании и валют­ном контроле» устанавливает права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля. Они имеют право в пределах установленной компетенции:
    • проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объ­яснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере законодательства;
    • приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае представления запрашиваемых документов и информации;
    • приостанавливать действие или лишать резидентов, вклю­чая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций.