Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 1. Особенности расходов российского государства в условиях перехода к рынку

Государственные расходы — одна из сторон финансовой деятельности государства. Она неразрывно связана с аккумуля­цией денежных средств в государственные фонды, т.е. бюджеты Российской Федерации, и внебюджетные фонды, в фонды ми­нистерств и ведомств, государственных хозяйственных предпри­ятий, объединений и организаций. Деятельность эта постоянна и повседневна.
Государственные расходы это непрерывное использование государством денежных средств из бюджета, внебюджетных фондов и собственных средств государственных предприятий, объединений и организаций на цели и объекты, определенные законами о бюджете, внебюджетных фондах, нормативными ак­тами Правительства РФ, министерств и ведомств и уставами организаций. Размер расходов государства определяется его за­дачами и потребностями, выраженными в прогнозах, целевых программах и планах государства. В условиях рынка и развития предпринимательства государственные расходы находятся в оп­ределенном соотношении с расходами коммерческих структур, общественных, религиозных и других негосударственных орга­низаций. Это соотношение обусловливается экономической по­литикой государства, осуществляющего экономические рефор­мы. Содержание и структура государственных расходов опреде­ляются соответствующими программами, а также теми конкрет­ными задачами, которые решаются в каждом финансовом году.
Государственные расходы — понятие широкое. Они охваты­вают как расходы бюджетов всех уровней, т.е. расходы консолидированного бюджета, которые в совокупности образуют цен­трализованные расходы государства, так и расходы других госу­дарственных образований, так называемые децентрализованные расходы.
В условиях продолжающейся приватизации, акционирования и других форм создания негосударственных производственных и коммерческих структур роль государственных расходов относи­тельно сокращается, изменяется соотношение государственных расходов и расходов негосударственных организаций. Соответ­ственно изменяется структура государственных расходов. С од­ной стороны, наряду с расходами, имеющими государственное назначение, к государственным расходам также могут относить­ся расходы местного характера, на малый бизнес и малое пред­принимательство; расходы смешанных организаций как с уча­стием национального частного капитала, так и зарубежного, в том числе с международными организациями. С другой сторо­ны, некоторые расходы утрачивают государственный характер и переходят в разряд предпринимательских, главным образом это расходы приватизированных государственных организаций.
Но при любой перестройке экономической и социальной структуры общества государственные расходы являются веду­щими. В их составе как определяющие выделяются расходы бюджета. В настоящее время все большее значение приобретают расходы внебюджетных фондов.
Независимо от источников поступления все расходы россий­ского государства осуществляются на основе единых принци­пов. Они распределяются в соответствии с социально-эконо­мическими программами Правительства, которое должно обес­печить денежными средствами все потребности социально-экономического развития. Любой объект государственного ка­питального строительства не будет начат и завершен, если его своевременно не обеспечат денежными средствами.
Государственные расходы осуществляются на основе дейст­вующего законодательства. При этом допускаются только такие расходы, которые предусмотрены нормативными актами. Кроме того, обязательным требованием осуществления государствен­ных расходов является включение их в соответствующий фи­нансовый акт: бюджет, смету или бухгалтерский баланс.
Государственные расходы осуществляются по особым рас­ходным подразделениям, установленным нормативными актами, которые существуют отдельно по бюджетным средствам и по собственным средствам организаций.
По бюджетным средствам расходные подразделения опреде­ляются бюджетной классификацией. В учреждениях и организа­циях, состоящих на бюджете, виды расходов и их конкретное направление отражаются в смете расходов. По собственным сред­ствам хозяйственных организаций расходные подразделения определяются их бухгалтерским балансом.