Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 4. Формы государственного внешнего долга. Международный государственный кредит

Особый интерес в области государственного кредита пред­ставляет международный государственный кредит, когда госу­дарство выступает на мировом финансовом рынке как в роли заемщика, так и кредитора.

В 1999 г. Россия должна была отдать в виде процентов по внешним долгам 18 млрд долл. США. В связи с дефицитностью бюджета предполагается взять для погашения этого долга осо­бые дополнительные кредиты. Однако любые кредиты только усиливают долговую кабалу для государства и могут сказаться на развитии экономики и социальной сферы для следующих поко­лений. В связи с этим в ст. 122 Закона «О федеральном бюджете на 2000 год» предельный размер государственных внешних за­имствований Российской Федерации в 2000 г. установлен в раз­мере 9 млрд долл. США*.
* Там же. 2000. — № 1. — Ст. 10.
Бюджетный кодекс РФ не дает определения государственных внешних заимствований, хотя и использует это понятие. Феде­ральный закон «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предостав­ляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям»*, утра­тивший ныне силу, определял государственные внешние заим­ствования Российской Федерации как привлекаемые из ино­странных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по кото­рым возникают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщика­ми. Это определение не утратило актуальности, но следует пом­нить, что государственные внешние заимствования в настоящее время могут осуществлять и субъекты Российской Федерации.
* Там же. 1994. - № 35. - Ст. 3656. Государственные внешние заимствования РФ формируют государственный внешний долг РФ.
Государственные кредиты, предоставляемые Российской Фе­дерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям формируют государственные внешние (зарубежные) активы РФ.
Заимствование и кредиты осуществляются на основе между­народных договоров Правительством РФ или от имени россий­ских юридических лиц, если они действуют по уполномочию Правительства РФ, оформленному в виде постановления. Зако­ном установлен предельный размер государственных внешних заимствований и предоставляемых РФ государственных креди­тов. В частности, предельный размер государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению ее го­сударственного внешнего долга.
Учет и регистрация заимствований и предоставляемых кре­дитов находится в ведении Минфина РФ, а их порядок опреде­ляется Бюджетным кодексом РФ и актами Правительства РФ.
На сегодняшний день структура внешнего долга Российской Федерации состоит из двух частей:
  1. Внешний долг Союза ССР, принятый Российской Феде­рацией, в том числе по кредитам, полученным от: правительств иностранных государств (официальных кредиторов — членов Парижского клуба); иностранных коммерческих банков и фирм (членов Лондонского клуба), коммерческих кредиторов.
  2. Внешний долг Российской Федерации, в том числе по кредитам, полученным от международных финансовых органи­заций (Международного валютного фонда — МВФ, Междуна­родного банка реконструкции и развития — МБРР, Европей­ского банка реконструкции и развития — ЕБРР), правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм.
Среди наиболее крупных должников в мире Россия занимала третье место по размеру долга. Однако в структуре нашего долга была весомой задолженность по официальным кредитам, т.е. кредитам, полученным от правительств зарубежных стран, и кредитам и гарантиям, предоставленным иностранными госу­дарственными кредитными агентствами.
С точки зрения тяжести долгового бремени (в соотношении с ежегодным экспортом страны), размер долга первоначально не был чрезмерным. Однако негативная динамика этого показателя по сравнению с серединой 80-х гг. очевидна. В 1992 и 1993 гг. предстояло выплатить более чем по 20 млрд долл., что составля­ло каждый год более 50% выручки от экспорта. Российский бюджет с такой задолженностью не справлялся и соответствен­но она нарастала.
Необходимо было определяться: требуется ли для России для преодоления долгового кризиса ставить вопрос о списании час­ти долга или преодолевать этот кризис путем реструктуризации задолженности. Термин «реструктуризация» используется в силу отсутствия адекватного перевода английского слова «reshedniing» и означает составление более приемлемого для должника гра­фика выплаты долга, нежели это вытекает из оригинальных схем кредитных соглашений. «Приемлемость» достигается за счет того, что продлевается льготный период, когда выплачива­ются только проценты, а не основная сумма долга, увеличивает­ся период выплаты основного долга, а особо «льготные» случаи подразумевают определенные манипуляции с процентными пла­тежами и т.д. Таким образом, смысл реструктуризации состоит в том, что погашение долга и выплаты процентов по нему растя­гиваются во времени на более длительный срок и соответствен­но ежегодные долговые платежи существенно уменьшаются. Ценой за это является увеличение совокупных выплат кредито­рам: чем длиннее срок погашения задолженности, тем дольше и в большей сумме приходится выплачивать процент.
Первые выплаты предстояло делать в 1993 г., а именно 2,5— 3 млрд долл., которые должны были удовлетворить всех креди­торов СССР (Парижский и Лондонский клубы, фирмы-поставщиков, держателей облигаций) и кредиторов России, включая международные организации. Учитывая, что долги СССР официальным кредиторам предстояло реструктуризировать в первую очередь, главной задачей было достижение приемлемого соглашения в рамках Парижского клуба.
Парижский клуб — это форум, на котором представители правительств стран кредиторов и правительственная делегация страны-должника обсуждают условия реструктуризации задол­женности. Этот клуб не является международной организацией. В его заседаниях участвуют только «заинтересованные» кредито­ры, поэтому состав участников заседаний варьируется, за ис­ключением стран-доноров. По традиции Председателем Париж­ского клуба является директор французского казначейства, а организационная работа возложена на многочисленный секре­тариат клуба, в котором также работают сотрудники француз­ского казначейства.
В итоге Парижский клуб в лице всех своих членов подписы­вает с должником соглашение, содержащее «рекомендации» к условиям реструктуризации. И уже на основании этих рекомен­даций после выверки задолженности по каждой стране-кредитору подписываются двусторонние соглашения между пра­вительствами кредиторов и должника. Последние содержат и нерегулируемые рекомендациями условия.
Лондонский клуб — это объединение коммерческих институ­тов-банков, которые руководствуются прежде всего собствен­ными финансовыми инструментами, а не политическими сооб­ражениями. Количество членов в этом клубе в 30 раз больше, чем в Парижском, — более 600 банков, предоставивших креди­ты СССР.
Задолженность России Лондонскому клубу по состоянию на сентябрь 1999 г. составила 31,8 млрд долл. США.
В феврале 2000 г. на переговорах с Лондонским клубом Рос­сия добилась списания 12 млрд долл. США, а оставшуюся часть обязалась выплатить в течение 30 лет. При этом сохраняется семилетний льготный период выплаты — по чрезвычайно низ­ким процентным ставкам.
Крупнейшими новыми кредиторами Российского правитель­ства стали международные финансовые организации и прежде всего МВФ. Задолженность России МВФ составила к августу 1999 г. 99,17 млрд долл. США.
16 июня 1992 г. Российская Федерация вступила в Междуна­родный банк реконструкции и развития, который является ведущей организацией Всемирного банка. МБРР предоставляет займы только под гарантии правительств стран-членов.
На сегодняшний день МБРР предоставил Российской Феде­рации займы на следующих условиях: срок действия — 17 лет, отсрочка погашения основного долга — 5 лет, проценты за пользование займом — 7% годовых.
Первое Соглашение о займе с МБРР было подписано 16 ноября 1992 г. и предусматривало предоставление Россий­ской Федерации «реабилитационного займа» в сумме 600 млн долл. США для покрытия расходов, связанных со структурной перестройкой российской экономики, включая поддержание валютного рынка и курса рубля, а также закупку товаров для сельскохозяйственных нужд, здравоохранения, транспорта и угольной промышленности. Затем были сделаны займы еще. Однако до сих пор не решена проблема разрыва между общей суммой полученных займов и фактическим расходованием их средств.
По состоянию на 5 июня 1997 г. Россия имела 36 займов у МБРР на общую сумму 7,4 млрд долл. США. И в ближайшие три года России нужно выплатить 900 млн долл. по обслужива­нию займов МБРР.
Основная проблема для России — возвращение полученных займов. Как уже отмечалось раньше, Министерство финансов РФ является полномочным представителем Российской Федера­ции по всем вопросам, касающимся заключения Соглашения о займе с МБРР, его использования, погашения, обслуживания. Минфин в свою очередь предоставляет средства займа конеч­ным субзаемщикам — российским министерствам, ведомствам, региональным и муниципальным органам власти, предприятиям и организациям.
А теперь перечислим формы государственных внешних за­имствований России.
Одним из сегментов рынка внешних долгов России являются облигации Внешэкономбанка и регистрируемые векселя по коммерческой задолженности бывшего СССР.
Другой сегмент — рынок облигаций государственного внут­реннего валютного займа (ОГВВЗ).
Сравнительно новым видом валютных долговых обязательств являются Еврооблигации, пополнившиеся в 1997 г. двумя займами. Один — в немецкой валюте, другой — в долларах США. Субъекты Федерации проводят эмиссии евробондов.