Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 2. Формы государственного и муниципального долга

В настоящее время государственный кредит регулируется Бюджетным кодексом РФ (гл. 14—15), Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации»* от 10 мая 1995 г., законами «О государственных долговых товарных обязательствах» от 1 июня 1995 г., а также указами Президента РФ «Об утверждении комплексной про­граммы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров» от 21 марта 1996 г.** и «О некоторых мерах по защите прав вклад­чиков и акционеров» от 18 ноября 1995 г.***
* СЗ РФ. - 1995. - № 20. - Ст. 1765.
** Там же. 1996. - № 13. - Ст. 1311.
*** Там же. 1995. - № 47. - Ст. 4501. Согласно действующему законодательству государственный или муниципальный долг — это обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием гарантий (поручительств) по обя­зательствам третьих лиц, другие обязательства, а также приня­тые на себя Российской Федерацией, субъектом РФ или муни­ципальным образованием обязательства третьих лиц (ст. 6 БК РФ). Долг может быть внешним — обязательства по нему воз­никают в иностранной валюте и внутренним, состоящим из обязательств, выраженных в рублях.
Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг Российской Федерации в час­ти, принятой на себя РФ.
Государственный внутренний долг Российской Федерации состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим госу­дарственную казну.
Долговые обязательства Российской Федерации могут суще­ствовать в форме:
  1. кредитных соглашений и договоров, заключенных от име­ни Российской Федерации с кредитными организациями, ино­странными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
  2. государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
  3. договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  4. переоформления долговых обязательств третьих лиц в го­сударственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;
  5. соглашений и договоров, в том числе международных, за­ключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
В таких же формах могут быть выражены обязательства субъекта РФ и муниципального образования с тем исключени­ем, что органы местного самоуправления не вправе заключать подобные договоры с иностранными государствами и междуна­родными финансовыми организациями.
Управление государственным долгом осуществляется Прави­тельством РФ. Управление государственным долгом субъекта РФ и муниципальным долгом осуществляется соответственно органом исполнительной власти субъекта РФ и уполномочен­ным органом местного самоуправления.
В соответствии со ст. 102 Бюджетного кодекса РФ Россий­ская Федерация не несет ответственности по долговым обяза­тельствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией, а субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указан­ные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.