Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 5. Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства и защита их прав

  Налоговые правонарушения — это противоправные деяния, нарушающие требования, установленные нормами налогового права, т.е. когда не исполняются (или исполняются ненадлежа­щим образом) обязанности, нарушаются права и законные ин­тересы субъектов налоговых правоотношений, за совершение которых предусмотрена юридическая ответственность.
Юридическая ответственность следует за нарушение право­вых норм. За нарушения применяется принудительная мера, которая определяется степенью юридической ответственности. Юридическая ответственность влечет за собой определенные лишения имущественного или личного характера.
За нарушение налогового законодательства существуют сле­дующие виды юридической ответственности: финансовая (налого­вая), административная, уголовная, дисциплинарная, которые характерны для различных отраслей права.
Налоговая (финансовая) ответственность. Введение Налого­вого кодекса РФ изменило ранее принятые нормы законода­тельства по вопросам ответственности за налоговые правонару­шения, в частности, утратил силу Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», в ст. 13 которой говорилось о налоговых санкциях (взыскание штра­фа). Факт совершения налогового правонарушения налоговому органу приходилось доказывать с использованием общих при­знаков правонарушения (глава 25 «Ответственность за наруше­ние обязательств», ст. 393—406 ГК РФ).
Налоговый кодекс РФ предусмотрел в понятии налогового правонарушения новую юридическую конструкцию.
В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушени­ем признается виновное совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которые кодексом установлена ответствен­ность.
В указанной конструкции понятия можно выделить следую­щие признаки налогового правонарушения:
  1. противоправность деяния, которое установлено в форме действия или бездействия, нарушающего норму права;
  2. виновность деяния, характеризуемого совершением про­тивоправного действия (или бездействия) умышленно или по неосторожности;
  1. наказуемость деяния, т.е. наличие установленной законом ответственности за совершение данного налогового пра­вонарушения*.
* Автор данной главы предлагает дополнить характеристику налоговых правона­рушений следующим признаком: наличие причинной связи между противоправ­ным деянием и наступившими отрицательными последствиями. С автором сле­дует согласиться, так как в юридической структуре налогового правонарушения будут воплощены тогда все общие признаки, которые имеют место для всех ви­дов правонарушений. (Фролова Н.В. Понятие и состав налогового правонаруше­ния //Государство и право. — 1999. — № 7. — С. 97—101.) К налоговой ответственности могут привлекаться налогопла­тельщики (организации, физические лица), сборщики налогов (организации и граждане-предприниматели), кредитные органи­зации, ответственные за перечисление налогов в бюджет. Физи­ческое лицо может быть привлечено к налоговой ответственно­сти с 16-летнего возраста.
Срок исковой давности привлечения к ответственности за со­вершение налогового правонарушения составляет три года (ст. 113 НК РФ).
Этот срок исчисляется со дня совершения налогового пра­вонарушения до момента привлечения к ответственности. Одна­ко не следует забывать, что привлечение к ответственности по истечении большего срока теряет смысл по следующим причи­нам:
  1. с течением времени лицо, совершившее налоговое право­нарушение (если оно не совершило нового правонаруше­ния), не представляет значительной опасности для обще­ства;
  2. с течением времени ослабевает доказательственная база дела о налоговом правонарушении;
  3. налогоплательщик обеспечивает сохранность данных бухгалтерского учета и других необходимых документов в течение лишь трех лет (п. 1 ст. 23 НК РФ). Указанный срок исковой давности соответствует общему сроку иско­вой давности, предусмотренному в ст. 194 ГК РФ.
Отмеченные выше причины позволяют сделать вывод о не­обходимости дифференциации срока давности в зависимости от видов налоговых правонарушений, форм вины, последствий и других критериев.
Предупреждение налоговых правонарушений не всегда дос­тигает желаемых целей. Поэтому Налоговый кодекс РФ изменил нормы ранее принятого законодательства по вопросам ответст­венности за нарушения в данной сфере. Согласно ст. 114 НК РФ мерой ответственности за совершение налогового правона­рушения является санкция. Налоговые санкции устанавливают­ся и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 НК РФ.
Штраф — это денежное взыскание имущественного характе­ра, которое выражается в получении с налогового правонаруши­теля в доход государства определенной законом суммы денеж­ных средств. Следовательно, по характеру воздействия эти санкции носят опосредственное наказание, т.е. не приносят иму­щественного вреда налогоплательщику, лишь уменьшают его доходы на перспективу или в какой-то степени ограничивают его предпринимательскую деятельность (арест счетов, приоста­новление деятельности организации и т.п.). Размер штрафов по НК РФ резко снижен по сравнению с их размером, указанным в ранее действовавшем законодательстве, что означает отказ го­сударства от способов принудительного пополнения бюджета. В существующем налоговом законодательстве отсутствуют санк­ции непосредственного воздействия на плательщика налогов, его имущественное состояние (лишение свободы, конфискация объектов обложения и т.д.), т.е. за совершение налоговых пра­вонарушений предусмотрена лишь налоговая ответственность.
Налоговая ответственность — это санкция (принудительная мера) за налоговое правонарушение, предусмотренная главой 16 НК РФ. Неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей обеспечивается мерами государственного принуждения. За налоговое правонарушение применяют налоговые санкции, ме­ры к принудительному взысканию недоимок по налогам. Ис­полнение обязанностей по уплате налогов и сборов может обес­печиваться следующими способами: залогом имущества, пору­чительством, пени, приостановлением операций по счетам на­логоплательщика — организации, индивидуального предприни­мателя, плательщика сборов — организации или налогового агента — организации, наложением ареста на имущество нало­гоплательщика (ст. 72 НК РФ).
Общими условиями привлечения к ответственности за совер­шение налогового правонарушения являются следующие (ст. 108 НК РФ):
  1. Никто не может быть привлечен к ответственности за со­вершение налогового правонарушения иначе, как по основани­ям и в порядке, предусмотренными Налоговым кодексом РФ.
  2. Никто не может привлекаться повторно к налоговой от­ветственности за совершение одного и того же налогового пра­вонарушения.
  3. Ответственность за деяние, совершенное физическим ли­цом, не наступает, если это деяние не содержит признаков со­става преступления, предусмотренного уголовным законодатель­ством, в частности ст. 199 УК РФ.
  4. Привлечение организации к ответственности за соверше­ние налоговых правонарушений не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от администра­тивной, уголовной или иной ответственности.
  5. Привлечение налогоплательщика или налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает их от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.
  6. Каждый налогоплательщик считается невиновным в совер­шении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в силу решением суда.
Налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения (презумпция неви­новности). Обязанность по доказывания обстоятельств, свиде­тельствующих о факте налогового правонарушения и виновно­сти налогоплательщика в его совершении, возлагается на налоговые органы. Иными словами, налогоплательщик может хра­нить обет молчания, не давать документы, чтобы не показать свою вину.
Решение о виновности налогоплательщика выносит суд, и только после этого налоговые органы смогут взыскать сумму недоимок по налогам.
Налоговый кодекс РФ предусмотрел и обстоятельства, ис­ключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
а) отсутствие события налогового правонарушения;
б) отсутствие вины лица в совершении налогового правона­рушения;
в) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения 16-летнего возраста;
г) истечение сроков давности привлечения к ответственно­сти за совершение налогового правонарушения.
Виновным в совершении налогового правонарушения при­знается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Следовательно, существуют две формы вины при совершении налогового правонарушения.
Налоговое правонарушение признается совершенным умыш­ленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознатель­но допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
Налоговое правонарушение признается совершенным по не­осторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало про­тивоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих дей­ствий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать (ст. 110 НКРФ).
Вина организации в совершении налогового правонаруше­ния определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусло­вили совершение данного налогового правонарушения.
Налоговый кодекс РФ предусматривает 13 видов налоговых правонарушений, детально определяя их признаки (ст. 116— 129 Н К РФ), к которым относятся следующие:
  1. нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
  2. уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
  3. нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
  4. непредоставление налоговой декларации и иных докумен­тов;
  5. грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объ­ектов налогообложения;
  6. нарушение правил составления налоговой декларации;
  7. неуплата или неполная уплата сумм налога;
  8. невыполнение налоговым агентом обязанности по удер­жанию и (или) перечислению налогов;
  9. незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение;
  10. непредоставление налоговому органу сведений о налого­плательщике;
  11. отказ от представления документов и предметов по запро­су налогового органа и др.
Налоговые санкции за совершение налоговых правонаруше­ний предусмотрены в виде взысканий (штрафов), выраженных в разных формах и размерах: в твердых денежных суммах (от 50 до 15 тыс. руб.) и в процентах к определенным суммам (от 5 до 40%). Например, нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе вле­чет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. или неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, а при умышленном совершении — 40%.
В главе 18 Налогового кодекса РФ предусмотрены нарушения законодательства о налогах и сборах, совершаемые банками не в качестве самостоятельных налогоплательщиков или налоговых агентов, а в качестве агентов Правительства РФ, через которых производятся платежи налогов в бюджет или внебюджетные фонды. По мнению С.Д. Шаталова, к банковским нарушениям законодательства о налогах и сборах не могут применяться уста­новленные правила в отношении налоговых правонарушений, такие, как:
  1. необходимость доказывать вину (при наличии факта на­рушения);
  2. учет обстоятельств, исключающих привлечение к ответст­венности либо смягчающих или отягчающих ответствен­ность;
  3. существование срока давности привлечения к ответствен­ности;
  4. существования срока давности взыскания санкций;
  5. презумпция невиновности.
Поэтому Налоговый кодекс РФ дополнен ст. 101.1, где опи­саны основные правила производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах лицами, которые не явля­ются (при нарушении законодательства выступают в ином каче­стве) налогоплательщиками, плательщиками сборов или налого­выми агентами, а нарушения законодательства о налогах и сбо­рах, совершаемые ими, не относятся к налоговым правонаруше­ниям.
Руководитель организации за нарушение налогового законо­дательства несет административную, дисциплинарную и уголов­ную ответственность.
Административная ответственность согласно п. 12 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» заключается в том, что на руководителей предприятий, учреждений и орга­низаций налагаются административные штрафы в размере 2,5—5,0 минимальных размеров оплаты труда за следующие наруше­ния налогового законодательства:
  1. за непередачу налоговым органам документов и копий их, касающихся хозяйственной деятельности юридического лица (налогоплательщика);
  2. за отказ допустить должностных лиц налоговых органов к обследованию производственных, складских, торговых и иных помещений предприятий, учреждений и организаций, в которых содержатся объекты налогообложения;
  3. за устранение выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законода­тельства о предпринимательской деятельности;
  4. за непредоставление (или отказ предоставить) налоговым органам документов (бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и иных документов), связанных с исчислением и уплатой нало­гов и иных платежей в бюджет.
За сокрытие (занижение) прибыли (доходов) или объектов налогообложения, а также за несвоевременное предоставление и предоставление документов бухгалтерской отчетности с расче­тами по не установленной форме и других документов, которые служат для исчисления налогов и других платежей в бюджет, налагается штраф в размере 2—5 минимальных размеров оплаты труда. За те же действия, совершаемые повторно в течение года после наложения административного взыскания, штраф увели­чивается в пределах 5—10 минимальных размеров оплаты труда.
Дисциплинарная ответственность. За однократное нарушение трудовых обязанностей руководитель предприятия и его замес­тители могут быть уволены с предприятия (с ними расторгается контракт; п. 1 ст. 254 КЗоТ). При найме руководитель подписы­вает договор (контракт), в котором определяются его права, обязанности и ответственность, в том числе за создание условий и организацию бухгалтерского учета.
Уголовная ответственность. Уклонение от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерские документы заве­домо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное в крупном размере, — наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной дея­тельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четы­рех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет (ст. 199 УК РФ). То же деяние, совершенное неоднократно, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишени­ем права занимать определенные должности или заниматься оп­ределенной деятельностью на срок до трех лет. (Уклонение от уплаты налогов с организаций признается совершенным в круп­ном размере, если сумма неуплаченного налога превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.)
Главный бухгалтер предприятия (должностное лицо пред­приятия) несет аналогичные виды ответственности (админи­стративную, дисциплинарную и уголовную) за нарушение на­логового законодательства. Он осуществляет руководство бухгалтерией предприятия, учреждения, организации на основе За­кона РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете в Российской Федерации» (в ред. от 23 июля 1998 г.). Иногда возникают случаи, когда руководитель предприятия дает пись­менное распоряжение главному бухгалтеру принять к исполне­нию и оформить документы по операциям, противоречащим налоговому законодательству, и главный бухгалтер исполняет такое распоряжение. При этом всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций несет руководитель пред­приятия.
Незаконные действия налоговых органов, связанные с бес­спорным взысканием задолженности по обязательствам юриди­ческих лиц перед государством, и другие нарушения налогового законодательства разрешаются в арбитражных судах.
За нарушение налогового законодательства физические лица несут следующие виды юридической ответственности: финансо­вую (налоговую), административную и уголовную.
Финансовая (налоговая) ответственность предусмотрена На­логовым кодексом РФ и рассмотрена выше.
Административные санкции за налоговые правонарушения применяются к физическим лицам (налогоплательщикам), ко­торые не являются должностными лицами. К числу таких пра­вонарушений относятся: а) занятие предпринимательской дея­тельностью без регистрации; б) ведение такого вида предприни­мательской деятельности, которая отсутствует в полученном свидетельстве о государственной регистрации; в) занятие пред­принимательской деятельностью, запрещенной законодатель­ными актами Российской Федерации.
Штраф за указанные выше нарушения, предусмотренные Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, ко­леблется в пределах 2—5 минимальных размеров оплаты труда. За те же нарушения, совершенные повторно в течение года по­сле наложения административного взыскания, — в размере 5— 10 минимальных размеров оплаты труда.
Уголовная ответственность. За непредставление декларации о доходах в случаях, когда подача ее является обязательной, или включение в декларацию заведомо искаженных данных о дохо­дах и расходах, совершенное в крупном размере, налогопла­тельщик наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной пла­ты или иного дохода осужденного за период от двух до пяти ме­сяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 ч, либо лишением свободы на срок до одного года.
То же деяние, совершенное лицом, ранее судимым за укло­нение от уплаты налога, либо совершенное в особо крупном размере, — наказывается штрафом в размере от 500 до 1000 ми­нимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до трех лет. (Уклонение гражданина от уплаты налога признается совершен­ным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога пре­вышает 200 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере — 500 минимальных размеров оплаты труда.)
Указанные деяния квалифицируются признаками ст. 198 Уголовного кодекса РФ.
Защита интересов налогоплательщиков. В процессе примене­ния налогового законодательства могут возникнуть правонару­шения и на этой основе — споры между налогоплательщиками и соответствующими налоговыми органами и их должностными лицами. В этих условиях возникает потребность в защите прав граждан, организаций и других юридических лиц. Законодательст­во предусматривает возможность их защиты в административ­ном или судебном порядке.
Каждый налогоплательщик или иное обязанное лицо имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного ха­рактера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или иного обязанного лица, та­кие акты, действия или бездействие нарушают их права.
Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий на­логовый орган (вышестоящему должностному лицу), т.е. в ад­министративном порядке, или в суд — в судебном порядке (ст. 137, 138 НК РФ).
Правосудие в Российской Федерации согласно ст. 118 Кон­ституции РФ обеспечивается только судом. Судебная власть осуществляется посредством применения конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводст­ва. По ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав.
Судебная защита характеризуется тем, что налогоплательщик имеет право обжаловать судебное решение в кассационном и надзорном порядке. При этом налогоплательщик имеет право в процессе защиты поручить другому лицу выполнять обязанно­сти своего представителя. Очень важно и то, что представителем может быть адвокат, выполняющий обязанности поверенного или защитника.
Подача жалобы в административном порядке, т.е. в выше­стоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), не исключает права на одновременную или последующую пода­чу аналогичной жалобы в суд.

Судебное обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуаль­ными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд, которое рассматривается на основа­нии Арбитражного процессуального кодекса РФ (п. 4 ст. 22 АПК). Судебное обжалование физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем пода­чи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц*.
* Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» //ВВС. - 1993. - № 19. - Ст. 685; СЗ РФ. - 1995. – №51. - Ст. 4970.
Важная роль в защите налогоплательщиков принадлежит Конституционному Суду РФ. Он проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в кон­кретном деле, по жалобам граждан о нарушении их конституци­онных прав*. Конституционный Суд РФ разрешил, например, ряд дел, касающихся порядка принудительного взыскания не­доимок по налогам и сборам, связанных с ними санкций, сро­ков введения в действие норм законодательства о налогах, не­конституционности некоторых актов об установлении сборов и др.**
* Финансовое право: Учебник /Под ред. Н.И. Химичевой. — М.: ЮРИСТЪ, 1999. - С. 296.
** СЗ РФ. - 1996. - № 29. - Ст. 3543; № 45. - Ст. 5202; 1997. - № 1. - Ст. 197; № 8. - Ст. 1010; № 13. - Ст. 1602; № 42. - Ст. 4901; 1998. - № 30 - Ст. 3800 и др. Налоговый кодекс РФ предусматривает следующий порядок подачи, рассмотрения и принятия решения по жалобам налого­плательщика (ст. 139, 140, 141 НК РФ).
  1. Жалоба на акт налогового органа, действия или бездейст­вие его должностного лица подается соответственно в выше­стоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в течение трех месяцев со дня, когда налого­плательщик или иное обязанное лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
  2. Жалоба подается в письменной форме.
  3. Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может отозвать ее на основании письменного заявления, которое лишает данное лицо права на подачу по­вторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый ор­ган или тому же должностному лицу.
  4. Жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения.
  5. По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное ли­цо) вправе:
  6. оставить жалобу без удовлетворения;
  7. отменить акт налогового органа и назначить дополни­тельную проверку;
  8. отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
  9. изменить решение или вынести новое решение.
По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести реше­ние по существу.
  1. Решение налогового органа (должностного лица) по жало­бе принимается в течение месяца. О принятом решении в тече­ние трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
  2. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (выше­стоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия.
Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гра­жданским процессуальным, арбитражным процессуальным за­конодательством и иными федеральными законами.
Исковое заявление должно быть составлено по определен­ной форме, иметь соответствующее содержание. Оно должно быть подписано руководителем организации или иного юриди­ческого лица, гражданином-предпринимателем. Исковое заяв­ление пишется в двух экземплярах; один экземпляр представля­ется в суд, другой — ответчику.
К исковому заявлению должны быть приложены следующие документы:
  1. Документы, подтверждающие принятие мер к непосредст­венному урегулированию спора с каждым из ответчиков.
  2. Копии претензий и квитанции об их отправке.
  3. Квитанция об отправке ответчикам копий искового заяв­ления и приложенных к нему документов, которые отсутствуют у ответчика.
  4. Документ об уплате государственной пошлины в установ­ленном порядке и размере.
  5. Документ с описанием обстоятельств, на которых основы­вается исковое заявление.
Решение о принятии искового заявления принимается судь­ей единолично.
Судья вправе отказать в принятии искового заявления, если:
  1. спор не подлежит решению в арбитражном суде;
  2. исковое заявление находится в производстве другого ор­гана (разрешающего такие же споры), имеется дело по спору между теми же сторонами о том же предмете по тем же основа­ниям или имеется решение этого органа.
Получив определение об отказе, истец (заявитель) имеет право подать кассационную жалобу или принести протест про­курору.
После поступления искового заявления в производство за­конодательством предусмотрены определенные меры обеспече­ния иска. Это делается с целями сохранения спорного имущест­ва и предотвращения возможных отрицательных явлений (последствий), которые зачастую случаются на практике. К та­ким мерам относятся:
  1. Приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному и иному документу, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке (ст. 92 АПК РФ).
  2. После вынесения по исковому заявлению определения налогоплательщики (юридические лица, граждане-предприни­матели) могут воспользоваться такой процессуальной мерой, как приостановление взыскания штрафных санкций налоговой ин­спекцией. Эта мера используется при определенных условиях, несоблюдение которых затрудняет (или делает невозможным) исполнение решения арбитражного суда. И у налогоплательщи­ков для этого должны быть веские основания. Например, аргу­ментация того, что применение штрафных санкций может вы­звать банкротство организации.
К незаконным действиям (нарушениям) сотрудников нало­говой инспекции относятся: злоупотребление властью или слу­жебным положением, превышение власти или служебных пол­номочий и т.п. Наряду с указанными существуют и специфиче­ские правонарушения, которые можно выделить в такие группы:
  1. незаконное воспрепятствование хозяйственной деятельно­сти налогоплательщика;
  2. непредоставление должностным лицом консультаций, от­носящихся к порядку и условию налогообложения, о правах и обязанностях налоговых отношений;
  3. разглашение налоговой тайны, т.е. незаконное использо­вание (или передача) другому лицу сведений, составляющих в соответствии с законодательством налоговую тайну.
Результаты подписываются должностным лицом налоговой инспекции и соответственно руководителем и главным бухгал­тером проверяемой организации. В случае несогласия руководи­телей организации с фактами, изложенными в актах, они имеют право, подписывая акт, указать свои возражения, приложив к нему письменные объяснения и документы, поясняющие моти­вы возражений.
Права налогоплательщиков на защиту своих законных инте­ресов обеспечиваются также обязанностями должностных лиц налоговых органов, в частности, корректным и внимательным отношением к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений; очень важно не уни­жать их честь и достоинство (ст. 33 НК РФ). Налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплатель­щикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц при исполнении ими слу­жебных обязанностей. Данные убытки возмещаются за счет фе­дерального бюджета (ст. 35 НК РФ).

В целях защиты своих прав налогоплательщик может обра­титься в органы Прокуратуры РФ, которая осуществляет надзор за исполнением законов, включая и налоговое законодательст­во, в том числе контроль за налоговыми органами и их должно­стными лицами*.
* Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. //СЗ РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4475.