Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 6. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

К числу острейших проблем функционирования бюджетной системы относится проблема повышения ответственности за нарушения бюджетного законодательства.
Ежегодно на уровне закона принимается бюджет и ежегодно он не исполняется. Ответственность при этом, как правило, ни­кто не несет. Допускаются случаи произвольного финансирова­ния отдельных видов расходов и предметных статей, когда деньги выделяются на одни цели, а затем перепрофилируются на другие задачи.
Заслуга Бюджетного кодекса в том, что в нем сделана по­пытка определить систему мер юридической ответственности за нарушение положений бюджетного законодательства. Речь идет о специальных санкциях, дополняющих действующие меры ад­министративного, уголовного, материального характера.
Бюджетный кодекс содержит понятие «нарушение бюджет­ного законодательства», под которым понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение порядка составления и рас­смотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, испол­нения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюд­жетной системы РФ. Статья 283 БК РФ дает подробный пере­чень разновидностей бюджетных правонарушений, которые яв­ляются основанием для применения мер государственного при­нуждения, в том числе: неисполнение закона о бюджете, неце­левое использование бюджетных средств, неперечисление или неполное перечисление бюджетных средств получателям бюд­жетных средств, несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета, несоответ­ствие бюджетной росписи закону о бюджете и др.
За указанные нарушения предусмотрены следующие меры юридической ответственности:
  1. предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  2. блокировка расходов;
  3. изъятие бюджетных средств;
  4. приостановление операций по счетам в кредитных орга­низациях;
  5. наложение штрафа;
  6. начисление пени (ст. 282 БК РФ).
Правом применения указанных мер наделены руководители органов Федерального казначейства РФ и их заместители (в рамках их полномочий). В частности, они уполномочены:
  1. списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств (ст. 285 БК РФ), используемых не по целевому назначе­нию, и в других случаях, определенных Бюджетным кодексом;
  2. списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;
  3. списывать в бесспорном порядке суммы процентов, а также пени за каждый день просрочки в размере одной трехсо­той ставки рефинансирования Банка России за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной ос­нове, срок уплаты которых наступил;
  4. выносить предупреждение руководителям органов испол­нительной власти, органов местного самоуправления и получа­телей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджет­ного процесса;
  5. составлять протоколы, являющиеся основанием для на­ложения штрафов;
  6. взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных орга­низаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
  7. приостанавливать операции по счетам в кредитных орга­низациях сроком до одного месяца.
Наиболее часто встречается такое нарушение, как нецелевое использование бюджетных средств, предполагающее направле­ние и использование денежных средств на цели, не соответст­вующие условиям их получения, что влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответст­вии с Кодексом РСФСР об административных правонарушени­ях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, исполь­зуемых не по целевому назначению, а также при наличии соста­ва преступления — уголовные наказания, предусмотренные Уго­ловным кодексом РФ (далее УК РФ).
Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, влечет наложение штрафов на руководителей — получателей бюджетных средств в административном порядке, а также изъятие в бесспорном по­рядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов за пользование бюджетными средствами, взыскание пени. Невозврат бюджетных средств, предоставленных на воз­вратной основе, влечет сокращение или прекращение всех дру­гих форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате пла­тежей в соответствующий бюджет.
Неперечисление либо несвоевременное перечисление про­центов (платы) за пользование бюджетными средствами, пре­доставленными на возмездной основе, влечет наложение штра­фов в административном порядке и списание в бесспорном по­рядке указанных процентов, а также пени за просрочку уплаты процентов.
Непредставление либо несвоевременное представление отче­тов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением, также наказывается штрафом руководителей — получателей бюджет­ных средств. Кроме того, выносится предупреждение о ненад­лежащем исполнении бюджетного процесса.
Неперечисление либо несвоевременное перечисление бюд­жетных средств получателям бюджетных средств или перечисле­ние средств в заниженном объеме влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного са­моуправления и выплату компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования, а при наличии состава преступления виновные могут подвергнуться уголовному нака­занию.
В случае несвоевременного доведения уведомлений о бюд­жетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств виновные руководители госу­дарственных или муниципальных органов должны подвергаться административному штрафу, а сам орган предупреждаться о не­надлежащем исполнении бюджетного процесса.
Допущенное главными распорядителями несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом, влечет наложение штрафов на руководителей этих органов, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюд­жетного процесса.
В случае финансирования расходов, не включенных в бюд­жетную роспись, виновные руководители государственных орга­нов и муниципалитетов должны быть оштрафованы, а со счетов соответствующих органов изъяты в бесспорном порядке суммы предоставленных бюджетных средств. Кроме того, выносится предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного про­цесса, а при наличии состава преступления виновные привле­каются к уголовному наказанию.
Финансирование расходов сверх утвержденных лимитов, на­рушение порядка предоставления бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных или муниципальных гарантий влечет наложение штрафов на руководителей соответствующих органов государственной и муниципальной власти, изъятие со счетов организаций в бесспорном порядке сумм предоставлен­ных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадле­жащем исполнении бюджетного процесса, а при наличии соста­ва преступления — уголовные наказания, предусмотренные УК РФ.
Нарушение порядка осуществления государственных или му­ниципальных закупок влечет блокировку соответствующих расхо­дов, наложение штрафов на руководителей государственных орга­нов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. При выявлении фактов умышленного за­вышения (занижения) цен в процессе осуществления государст­венных или муниципальных закупок руководители государствен­ных органов, органов местного самоуправления и бюджетных уч­реждений при наличии состава преступления привлекаются к от­ветственности, предусмотренной УК РФ.
Неисполнение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управ­ление, а также незачисление или несвоевременное зачисление средств, подлежащих обязательному зачислению в доходы соот­ветствующих бюджетов, влечет наложение штрафов на руково­дителей государственных и муниципальных органов, изъятие в бесспорном порядке размещенных (переданных) бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а при наличии состава преступления — уго­ловные наказания, предусмотренные УК РФ.
Если по вине кредитных организаций произошло несвоевре­менное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению в бюджеты, то на руководите­лей этих структур налагается штраф, а с организации взыскива­ется пени. Аналогичное взыскание применяется в случае не­своевременного исполнения платежных документов на перечис­ление бюджетных средств, подлежащих зачислению на лицевые счета их получателей.
За несвоевременное осуществление платежей по подтвер­жденным бюджетным обязательствам безосновательный отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства либо несвое­временное подтверждение бюджетных обязательств виновные руководители соответствующих органов подвергаются штрафу, а организации выносится предупреждение о ненадлежащем ис­полнении бюджетного процесса.
В определенных ситуациях по решению арбитражного суда допускается списание средств со счетов Федерального казначей­ства РФ или его территориальных органов. Аналогичный поря­док предусмотрен для счетов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 286, 287 БК РФ).
В то же время списание средств с лицевых счетов бюджет­ных учреждений без их согласия осуществляется в порядке, оп­ределенном Банком России по согласованию с Федеральным казначейством РФ.