Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 1. Понятие и роль государственного и местного бюджетов

Общепризнана колоссальная роль бюджета для перспектив экономики и других сфер общества. Бюджет — основной фи­нансовый рычаг, с помощью которого государство может эф­фективно воздействовать на все социально-экономические про­цессы в обществе. Перед государством в настоящее время стоит задача оздоровления финансовой системы и повышения эффек­тивности ее функционирования. Решение данной задачи невоз­можно без наведения порядка в бюджетной системе.
Более десяти лет бюджетная система страны находится в ста­дии перманентного реформирования и столько же времени — в кризисном положении. Решение задач первостепенной важно­сти по наведению порядка в денежно-кредитной политике и налаживанию контроля за исполнением бюджетной дисципли­ны всеми участниками бюджетных правоотношений потребует реальных действий, направленных на постепенное вытеснение сложившейся практики использования бюджетных средств не по назначению, неисполнения бюджетных предписаний всеми уровнями органов власти, приводящей к недофинансированию и задержкам финансирования ряда важных направлений, и т.п. Практика функционирования бюджетной системы свидетельст­вует о многочисленных случаях злоупотребления в сфере бюд­жетной деятельности. Отсутствует правовая, а также имущест­венная защита субъекта, получающего бюджетные средства, при нанесении ему ущерба из-за неполного финансирования либо его задержки.

Бюджет, будучи одним из атрибутов государства, служит ос­новным источником финансового покрытия материальных по­требностей государства. Как экономическая категория он пред­ставляет собой денежные отношения, возникающие по поводу перераспределения национального дохода. К числу таких отно­шений относятся отношения по формированию доходов и осу­ществлению расходов. В связи с этим можно считать идентич­ными понятия «бюджет» и «бюджетные отношения»*.
* «Бюджет - это система императивных денежных отношений, в процессе кото­рых образуется и используется бюджетный фонд», — отмечается в учебнике «Бюджетная система Российской Федерации» (М., 1999. — С. 12). В результате функционирования бюджета образуется глав­ный фонд денежных средств государства, который является цен­трализованным. Государство, представленное федеральным и региональными уровнями, имеет соответственно два уровня бюджетов. Органы местного самоуправления имеют свои бюд­жеты.
В организационном плане бюджет — это способ финансо­вого обеспечения функций государства. Он позволяет учитывать поступающие в адрес государства и муниципалитетов деньги и распределять их между структурными звеньями данного госу­дарства и другими получателями денежных средств. Через бюд­жет происходит перераспределение части валового националь­ного продукта путем аккумуляции и мобилизации средств, вы­деления и использования финансовых ресурсов.

Некоторые люди ошибочно представляют бюджет как некое денежное хранилище. На самом деле бюджет можно представить как форму оперативного направления денежных средств на оп­ределенные цели. Причем это форма, которой придали статус закона*. О бюджете как форме образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления, говорится в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.
* Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации утвержда­ются соответственно в форме федерального закона и законов субъекта Федера­ции, местные бюджеты принимаются решениями представительных органов местного самоуправления. Бюджет реализуется в документе, финансовом плане (мож­но сказать, бюджетном плане), что по сути является раскладкой, росписью, распределением денежных доходов и расходов госу­дарства на определенный период времени. Данный финансовый план формирования и расходования денежных средств государ­ства ежегодно разрабатывается и утверждается законом. При этом он носит комплексный характер, поскольку включает практически все виды доходов и расходов государства, за ис­ключением денежных средств, входящих во внебюджетные фонды.

Довольно часто в официальных документах и обыденной практике термин «бюджет» применяется для обозначения фи­нансовых планов внебюджетных фондов, а также юридических лиц*. Конечно, это не совсем корректное употребление данного термина. В указанных случаях следовало бы говорить о финан­совых планах этих субъектов.
* Например, в таком плане понимается термин «бюджет» в «Толковом экономи­ческом и финансовом словаре» И. Бернара и Ж.-К. Колли. Там говорится, что бюджет — это «расчетная и ограничительная смета, роспись доходов и расходов на определенный период, утверждаемая соответствующим решением как подле­жащая исполнению индивидуальным или коллективным субъектом». (См.: М.: Международные отношения, 1997. — С. 258). Данное толкование позволяет го­ворить о всех видах бюджетов — государственном, хозяйствующих субъектов, семейном и проч. Такое предельно широкое по объему понятие делает его неиз­бежно неполным по содержанию, поскольку теряет некоторые признаки, харак­теризующие бюджет государства или его административно-территориальных единиц. При подобном понимании бюджета утрачиваются такие важные его функции, как исполнительская и контрольная. С помощью бюджета, как и остальных финансов, государст­во обеспечивает выполнение распределительной (сметной) и контролирующей целевых задач. Конкретно бюджеты всех уров­ней обеспечивают распределение собранных в бюджетах средств и реализуют функцию контроля по отношению к их получате­лям, а также ко всей цепочке распределительного процесса.
Вместе с тем бюджет является средством воздействия на другие группы общественных отношений и в этом аспекте явля­ется способом управления общественными отношениями. В це­лом государство в форме бюджета имеет мощное средство (не всегда, правда, эффективно используемое) воздействия на эко­номические, социальные и даже политические процессы. Бюд­жет более всего позволяет реализовывать публичные дела государства, все то, что направлено на обеспечение общих интере­сов и потребностей населения.

Одновременно бюджет — часть фискального механизма го­сударства. Он позволяет перераспределять часть национального дохода, например, в тех пропорциях и направлениях, которые соответствуют складывающейся парадигме государственного воздействия на процессы в обществе*. При этом государство не может не учитывать объективных потребностей развития обще­ства, степень его политической устойчивости, расстановку сил на политической арене и т.п.
* В настоящее время через бюджет перераспределяется до 30—40% националь­ного дохода. См.: Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — М., 1999. -С. 17. Таким образом, по материальному содержанию бюджет — это фонд централизованных финансовых ресурсов, по экономической роли — регулятор производства и потребления в обществе, по социальной природе — система денежных и иных общественных отношений между государством, физическими и юридическими лицами. Он выполняет целый ряд функций в общественном организме. В частности, обеспечивает перераспределение внут­реннего валового продукта (ВВП), является средством государ­ственного регулирования экономики и стимулирования эконо­мической деятельности, финансирования социальных задач и т.д.