Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Понятие и содержание права землепользования

Все рассмотренные права на земельные участки приобретаются в конеч­ном счете для того, чтобы использовать землю для удовлетворения хозяйст­венных и иных потребностей. Поэтому важнейшим институтом земельного права является право землепользования как система правовых норм, регули­рующих общественные отношения по использованию земель. В субъектив­ном смысле право землепользования - это совокупность прав и обязаннос­тей субъекта в отношении приобретенного им земельного участка.
Субъектами права землепользования являются граждане и юридические лица, а его объектами - земельные участки, обособленные в результате от­вода земель в натуре и его юридического оформления.
Праву землепользования присущ целевой и платный характер.
Целевое назначение земельного участка (для крестьянского хозяйства, садоводства, предпринимательской деятельности, жилищного строительства и т. д.) фиксируется в документах, удостоверяющих права на землю, и долж­но соблюдаться землепользователем. Законодательство устанавливает санк­ции за нарушение принципа целевого использования земель вплоть до изъ­ятия земель.
Требования, связанные с соблюдением целевого назначения земель, пре­дусмотрены законом и при совершении сделок с земельными участками. Так, не допускается изменение целевого назначения земель при их купле-продаже, а продажа земель, используемых в сельском хозяйстве, с измене­нием их целевого назначения, производится только по решению органов ис­полнительной власти субъектов РФ.
Принцип платности природопользования применительно к землям реа­лизуется в нескольких основных формах. Закон РФ «О плате за землю» ус­танавливает три формы платы за землю: земельный налог, арендная плата, и нормативная цена земли.
Собственники земель, землевладельцы и землепользователи облагаются зе­мельным налогом. Право устанавливать его минимальные ставки предоставле­но органам власти субъектов РФ. Ставки определяются в рублях за единицу зе­мельной площади и зависят от категории земель и их местоположения.
Арендаторы земель должны платить арендную плату. Размер, условия и сроки ее внесения предусматриваются договором между арендатором и арендодателем. При сдаче в аренду государственных и муниципальных зе­мель органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры аренд­ной платы.
Нормативная цена земли характеризует стоимость земельных участков и устанавливается для обеспечения экономического регулирования земель­ных отношений, участия земель в гражданском обороте: при предоставлении земель в собственность, совершении гражданско-правовых сделок с землей, при переходе земель по наследству, получении банковского кредита под за­лог земельного участка, в качестве начальной цены при продаже земель с торгов и др.
Нормативная цена земли определяется ежегодно по оценочным зонам, административным районам, поселениям и их группам в кратных размерах к ставкам земельного налога на единицу земельной площади. При этом ор­ганы исполнительной власти могут устанавливать повышающие коэффици­енты к размеру нормативной цены земли (не более 75% уровня рыночных цен), а также изменять (повышать или понижать) нормативную цену, но не более, чем на 25%*.
________
* Постановление Правительства РФ от 15 марта 1997 № 319 «О порядке определения нормативной цены земли».

Содержание права землепользования субъектов рассмотренных выше зе­мельных прав (собственности, постоянного пользования, пожизненного на­следуемого владения, аренды) составляют их конкретные права и обязанно­сти по использованию земельного участка.
В зависимости от целевого назначения участка собственники земли, зем­левладельцы, землепользователи и арендаторы имеют право:
- самостоятельно хозяйствовать на земле;
- использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющие­ся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды;
- возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные стро­ения и сооружения;
- собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;
- в установленном порядке производить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков;
- на компенсацию вложенных затрат на повышение плодородия почв при добровольном отказе от земельного участка и на возмещение убытков в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Наряду с правами указанные субъекты несут обязанности:
- эффективно использовать землю в соответствии с ее целевым назначе­нием, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на терри­тории в результате своей хозяйственной деятельности;
- осуществлять комплекс мер по охране земель в соответствии с земель­ным законодательством;
- своевременно вносить плату за землю;
- не нарушать прав других субъектов земельных отношений, а также по­рядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;
- своевременно представлять в соответствующие государственные орга­ны установленные законом сведения о состоянии и использовании земель;
- вести любое строительство, руководствуясь действующими строитель­ными правилами и по согласованию с заинтересованными государственны­ми органами.