Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Система экологического контроля

В систему экологического контроля входят: государственная служба на­блюдения за состоянием окружающей природной среды, государственный, производственный и общественный контроль (ст. 68 Закона РСФСР «Об ох­ране окружающей природной среды»).
Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей при­родной среды (экологический мониторинг) имеет своими задачами:
- наблюдение за состоянием окружающей природной среды и отдельных природных объектов, за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения почв, атмосферного воздуха, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, здоровье человека;
- обобщение и оценку полученной информации о состоянии окружаю­щей природной среды;
- прогнозирование изменений состояния окружающей природной среды с целью предупреждения его отрицательных экологических последствий;
- обеспечение информацией о состоянии и изменениях окружающей природной среды заинтересованных организаций и населения.
В зависимости от объектов экологического мониторинга он подразделя­ется на общий - мониторинг окружающей природной среды, и отраслевой - мониторинг природных объектов.
Порядок организации и проведения государственного экологического мониторинга регулируется федеральными законами (Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Лесным, Водным, Земельным ко­дексами, законами о недрах, о животном мире и т. д.) и другими актами эко­логического законодательства.
Организационной основой государственного экологического монито­ринга является федеральная служба России по гидрометеорологии и мони­торингу окружающей среды. В структуру этого органа входят подразделения различного уровня, на которые возложены функции по проведению эколо­гического мониторинга: посты и станции наблюдения, осуществляющие сбор информации об окружающей природной среде; территориальные, ре­гиональные центры наблюдения, научно-исследовательские учреждения, которые проводят анализ и оценку полученных данных, разрабатывают про­гнозы. Компетенция Росгидромета охватывает мониторинг поверхностных пресных вод и морской среды, почв, атмосферного воздуха, околоземного пространства и др.
Отраслевой мониторинг осуществляется специально уполномоченными  органами государственного экологического управления по отдельным видам природных ресурсов.
Мониторинг земель - система наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупрежде­ния и устранения последствий негативных процессов (ст. 109 Земельного ко­декса РСФСР). Он проводится Государственным комитетом РФ по земельной политике.
Мониторинг лесов - система наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда (ст. 69 Лесного кодекса РФ). Его осуществление возложено на Федеральную службу лесного хозяйства России.
Мониторинг водных объектов - система регулярных наблюдений за ги­дрологическими, гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателя­ми их состояния, обеспечивающая сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и оп­ределения степени эффективности осуществляемых водоохранных меро­приятий. Указанный мониторинг возложен на органы управления водным хозяйством в составе Министерства природных ресурсов РФ совместно с ор­ганами управления использованием и охраной недр, а также Росгидромета и Госкомэкологии России (ст. 78 Водного кодекса РФ).
Мониторинг объектов животного мира - система регулярных наблюде­ний за распространением, численностью, физическим состоянием объек­тов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания (ст. 15 Федерального Закона «О животном мире»). Этот мониторинг осуще­ствляется органами Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Государственного комитета РФ по рыболовству, Госкомэкологии Рос­сии, Рослесхоза и др.
В осуществлении государственного экологического мониторинга прини­мает участие и ряд других органов специального управления в пределах сво­ей компетенции - Государственная санитарно-эпидемиологическая служба, Госгортехнадзор, Госатомнадзор и др.
Мониторинги отдельных природных ресурсов (отраслевые) являются со­ставными частями системы государственного мониторинга окружающей природной среды.
Общее руководство созданием и функционированием единой государст­венной системы экологического мониторинга осуществляет в установлен­ном порядке Госкомэкология России (п. 7 Положения о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды).
Государственный экологический контроль представляет собой один из видов административно-управленческой деятельности и предполагает в от­личие от мониторинга не только сбор и анализ необходимой информации, но и проверку соблюдения экологических требований и нормативов субъек­тами природопользования, выявление нарушений экологического законода­тельства. Он носит надведомственный характер и включает в свою систему органы общей и специальной компетенции, осуществляющие управление в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среда. Особое место среди них занимают специальные природоохранительные ин­спекции - государственная лесная охрана, охотничья инспекция, рыбоохра­на, государственная санитарно-эпидемиологическая служба и др.
Организация и проведение государственного экологического контроля и обеспечение межотраслевой координации деятельности государственных органов в этой сфере возложены на Государственный комитет РФ по охране окружающей природной среды.
Должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке:
- посещать предприятия, организации и учреждения независимо от их форм собственности и подчинения, знакомиться с документами и иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей;
- проверять работу очистных сооружений, средств их контроля, соблю­дение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранительного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;
- выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ;
- устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов и сбросов вредных веществ стацио­нарными источниками загрязнения окружающей природной среды;
- назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;
- требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах пре­доставленных прав указания или заключения по размещению, проектирова­нию, строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации объектов;
- привлекать в установленном порядке виновных лиц к административ­ной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисципли­нарной и уголовной ответственности, предъявлять иски в суд (арбитражный суд) о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека экологическими правонарушениями;
- принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий и любой деятельности, причиняющей вред окружаю­щей природной среде и здоровью человека.
Решения государственных органов экологического контроля могут быть обжалованы в суд.
Производственный контроль осуществляется экологической службой предприятий, организаций и учреждений (должностными лицами, лабора­ториями, отделами и т. д. по охране окружающей среды), деятельность кото­рых связана с использованием природных ресурсов или оказывает влияние на окружающую природную среду. Задача производственного экологическо­го контроля - проверка выполнения планов и мероприятий по охране при­роды и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества ок­ружающей природной среды, выполнения требований экологического зако­нодательства на конкретном предприятии, в организации, учреждении. Он может выражаться в контроле за выбросами загрязняющих веществ, за выде­лением и освоением средств на природоохранные мероприятия, за работой очистных сооружений и т. д.
В рамках общественного контроля граждане и их организации, обществен­ные объединения и экологические движения могут самостоятельно или совме­стно с государственными органами участвовать в реализации экологических мероприятий, проверке выполнения требований экологического законодатель­ства предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами, выявлении и пресечении экологических правонарушений*.
________
* Полномочия граждан и общественных экологических объединений в данной сфере рассматриваются в главе 1 учебного пособия.

В охране окружающей природной среды принимают участие различные массовые общественные организации (профсоюзные, молодежные и др.), а также специализированные экологические формирования (общества охра­ны природы, экологические партии и др.). Расширяется деятельность эколо­гических движений, объединяющих граждан в защиту отдельных природных объектов и комплексов, в связи с решением зональных экологических про­блем (охраной озера Байкал, реки Волги и др.).
Важное звено экологического контроля - экологическая экспертиза, а также предшествующая ей оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), которые образуют взаимосвязанный комплекс средств, обеспечи­вающих предупреждение экологически вредной деятельности и учет эколо­гических требований на стадии принятия хозяйственных и иных решений.