Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих

Полномочия территориальных учреждений Банка России

Территориальные учреждения Банка России не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров (ч. 1 ст. 84 Федерального закона).

Заметим, что в цитируемой статье говорится не о "нормативных актах", а о "решениях нормативного характера". Тем самым запрет становится более категоричным, исчезает возможность издавать нормативные акты под видом распоряжений. И все же на практике встречаются случаи, когда территориальное учреждение принимает решение нормативного характера.

Территориальное учреждение не может самостоятельно изменять свою собственную структуру, поскольку структура территориального учреждения определяется Советом директоров. В ч. 2 ст. 84 Федерального закона сказано: "Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров".

Как мы видим, здесь ничего не говорится об организационной структуре территориального учреждения. И это логично, если учесть, что в пунктах 4 и 10 Федерального закона предусматривается, что только Совет директоров Банка России имеет право определять структуру Банка России и утверждать его внутреннюю структуру. Тем самым подчеркивается, что вопрос о структуре территориального учреждения должен решаться каждый раз отдельно Советом директоров Банка России.

Однако в самом Положении о территориальном учреждении эти требования Федерального закона сформулированы не столь категорично. В ст. 8 Положения о территориальных учреждениях сказано, что структура территориального учреждения утверждается приказом Банка России.

На наш взгляд, в федеральном законе нужно предусмотреть, что не только структура, но и состав всех подразделений территориального учреждения, а также положения о каждом подразделении утверждаются решением Совета директоров Банка России и не могут быть изменены руководством территориального учреждения. Такая стабильность необходима для укрепления законности в деятельности Банка России и повышения к нему доверия со стороны кредитных организаций. Дело в том, что в условиях, когда в территориальных учреждениях часто происходят реорганизации, то это отрицательно сказывается на деятельности тех кредитных организаций, которые там обслуживаются. Стабильность в банковской системе начинается со стабильности структуры, которая регулирует деятельность кредитных организаций. Ведь Федеральный закон предусматривает не только централизацию, как принцип организации Банка России, но и - что не менее важно - единство.

В Положении о территориальных учреждениях Банка России конкретизируются его цели и функции применительно к действию его подразделений на территории субъекта Федерации. Цели Банка России здесь почему-то названы его задачами (поддержание покупательной способности рубля, укрепление и развитие банковской системы, создание эффективной системы расчетов).

Среди множества полномочий, перечисленных в Положении о территориальных учреждениях, есть и такие, которые не предусмотрены Федеральным законом. В п. 22 ст. 14 "Полномочия по регулированию, надзору и осуществлению проверок деятельности кредитных организаций" говорится, что территориальное учреждение "рассматривает обращения учредителей (участников), кредиторов и клиентов кредитных организаций, связанные с соблюдением кредитной организацией законодательства Российской Федерации, регулирующего банковскую деятельность, в том числе нормативных актов Банка России". Однако это не предусмотрено Федеральным законом. Ведь статья 11 ГК РФ предусматривает, что такие споры должны решаться в суде.