4. Система сдержек и противовесов

Статья 19 Федерального закона четко отделяет Банк России от органов государственной власти:

"Члены Совета директоров не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, депутатами органов местного самоуправления, государственными служащими, а также членами Правительства Российской Федерации.

Сложение депутатских полномочий или отставка члена Правительства Российской Федерации, а также увольнение с государственной службы должны быть произведены в течение одного месяца со дня назначения на должность члена Совета директоров, после чего вновь назначенный член Совета директоров приступает к исполнению своих должностных обязанностей.

Члены Совета директоров не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях.

На членов Совета директоров распространяются ограничения, установленные статьей 90 настоящего Федерального закона".

Итак, мы видим еще одно подтверждение того, что Банк России не является органом государственной власти. А, как уже отмечалось, другие авторы считают (и это даже есть в их учебниках), что Банк России это якобы орган государственной власти. Кстати, в отмененном федеральном законе с аналогичным названием не акцентировалось внимание на том, что члены совета директоров "не могут быть государственными служащими". Тем самым можно констатировать, что в новом Федеральном законе, законодатель принял за основу нашу точку зрения, которую мы доказываем, начиная со второй половины 90-х годов о том, что Банк России - это не орган государственной власти.

Совет директоров - это лишь один из многочисленных субъектов права. Поэтому на него распространяются все те запреты и ограничения, которые адресованы всем и каждому, а также те запреты и ограничения, которые адресованы каждому члену Совета директоров как физическому лицу.

Например, в ст. 90 Федерального закона содержатся запреты, которые адресованы каждому директору, но есть еще и запреты, установленные трудовым правом, уголовным и другими отраслями права.

Кроме того, есть и специальные запреты. В ст. 90 Федерального закона сказано: "Служащие Банка России согласно перечню должностей, утвержденному Советом директоров: не имеют права работать по совместительству, а также на основании договора подряда (за исключением преподавательской и научно-исследовательской деятельности); не имеют права занимать должности в кредитных и иных организациях: обязаны письменно уведомить в десятидневный срок Совет директоров при приобретении долей (акций) кредитных организаций".

Ограничения, установленные цитируемой статьей Федерального закона, распространяются и на членов Совета директоров.

Закон предусматривает не только сдержки, но и противовесы.

Это полномочия Президента Российской Федерации и полномочия Государственной Думы Российской Федерации в отношении назначения и смены руководящего органа Банка России.

В Федеральном законе "О Центральном банке (Банке России)" предусматриваются доклады Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности Банка России два раза в год - при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Кроме того, предусматривается и возможность проведения парламентских слушаний.