В мировой практике понятие "центральный банк" чаще всего ассоциируется с его руководителем. И это понятно. Основные текущие решения принимает он. Когда кто-нибудь из таких руководителей что-то говорит публично, то все средства массовой информации стараются угадать по его словам, в каком направлении будет продвигаться денежно-кредитная политика.
По мере того как центральные банки укрепляли свои позиции, повышалось значение и тех персон, которые их возглавляли. На них концентрировалось внимание аналитиков.
Известный специалист по анализу работы Федеральной резервной системы, Мартин Майер пишет, что в период с 1951 по 1969 год, Федеральная резервная система не была заметна в новостях. Теперь же, она всегда в них. Ее руководитель, - отмечает Мартин Майер, - председатель, Алан Гринспан, - появлялся, по крайней мере, четыре раза в год, в соответствии с уставом, перед комиссиями конгресса, и один только его вид создавал колебания на рынке и во всех СМИ. Гринспан также произносил несколько дюжин речей в год. Его взгляды о том, что случается в американской экономике, - по общему мнению, - это самый авторитетный прогноз.*(236)
Одному из его предшественников, - Полу Волкеру, удалось разработать и реализовать на практике такую концепцию, которая вывела Соединенные штаты на новые экономические рубежи. Тогда он и заслужил благодарность со стороны 290 миллионов американцев, тем, что его способности помогли им справится с инфляцией и воспользоваться преимуществами экономического роста.*(237) Теперь о нем и о его достижениях пишут книги. Он стал финансовой легендой в США. Его теперь считают самым крупным организатором перемен в истории ФЭД, которые произошли в августе 1979 года. В то время был принят пакет мер, предложенный Полом Волкером, в том числе в отношении банковских резервов, и, денежная масса была взята под контроль.*(238)
Когда же и в России возник Центральный банк, а произошло это в 1990 году, то, и он сам и его руководители пошли по тому же пути. Они стали брать пример с банкиров Запада. Однако наша печать пока что никого из них не хвалит, а скорее щедра на критику в их адрес, что во многом объясняется пока еще отсутствием реальных достижений в деятельности самого Банка России. Между тем, учитывая проблемы глобализации и ту роль, которую в ней играют мировые денежные системы, а также денежные системы отдельных государств, важно найти такие решения, которые бы вывели Россию на новые рубежи в мировой экономике. Наша денежно-кредитная система - это основа финансового могущества страны. В этой связи вполне понятно, что многое зависит от руководителей Банка России, а также и от той роли, которую они могут играть. И вот здесь обратимся к вопросу о том, какие возможности предоставляет Федеральный закон.
По Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон) предусмотрено, что, во-первых, Банк России - централизован и имеет вертикальную структуру управления.
Это объясняется тем, что он - регулятор денежного обращения. Функции денег таковы, что Центральный банк должен действовать как централизованная структура. Иначе это плохо сказывается на денежном обращении в стране. Поэтому представляет Центральный банк - его Председатель. Так предусмотрено в Федеральном законе.
В ст. 20 Федерального закона сказано "Председатель Банка России:
Во-вторых, члены Совета директоров самостоятельных действий не предпринимают. Только собравшись на свое заседание, все вместе они могут принимать решение. Другое поведение, для них, Федеральным законом не предусмотрено.
В общем, выходит, что в России, с ее переходной экономикой, роль председателя центрального банка тоже велика. Он обладает достаточно широкими полномочиями.
В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения.
В случае отклонения предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз.
Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.
Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации.
Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в случаях:
На наш взгляд, целесообразно предусмотреть в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" несколько дополнительных обязанностей и запретов, непосредственно касающихся назначения на должность председателя Совета директоров.
Во-первых, с председателем Банка России должен заключаться контракт, в котором указываются основные перспективные показатели улучшения деятельности Банка России и текущие конкретные задачи по улучшению параметров денежно-кредитной политики. Отдельной строкой контракта следует предусмотреть с разбивкой на каждый год конкретные задачи по улучшению финансирования коммерческими банками реального сектора экономики, созданию бесперебойной и эффективной системы расчетов. Выполнение контракта должно контролироваться каждый раз, когда Совет директоров представляет отчет о проделанной работе за год. К этому отчету следовало бы прилагать отчет председателя Совета директоров о проделанной им работе.
Во-вторых, закон должен запретить назначение председателем Банка России тех депутатов Государственной Думы, которые лоббировали принятие законопроектов, предусматривающих преимущества или какие либо права для Банка России.
В-третьих, кандидат на должность председателя Банка России должен иметь юридическое или экономическое образование, а также определенный опыт работы в системе Банка России. Здесь нужно учесть, что Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" для руководителей кредитной организации, имеющих высшее юридическое или экономическое образование, предусматривает требование стажа работы в должности руководителя ее подразделения не менее одного года. Для кандидатов в руководители, которые не имеют такого стажа работы, закон предусматривает не менее двух лет стажа работы в должности руководителя подразделения кредитной организации. Между тем Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не предусматривает аналогичных требований в отношении руководителей Банка России. Хотя руководство Банком России - дело куда более трудное, нежели руководство коммерческим банком.
Нам представляется, что на должность Председателя Банка России может быть предложен и руководитель какой-нибудь российской кредитной организации, имеющий репутацию высококвалифицированного и принципиального профессионала, пользующийся высоким авторитетом среди банковских клиентов и никогда не имевший отношения ни к какому банкротству кредитной организации. Эти требования необходимо закрепить в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".