Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих

4. Независимость кредитных организаций

Коммерческие структуры, которым удается "приблизиться" к государству, получают известные преимущества в конкурентной борьбе, что при всех прочих условиях в период первоначального накопления капитала создаст им стартовые позиции на будущее. Поскольку же Центробанк имеет прямое отношение к регулированию денежных потоков, то по вполне понятным причинам многие крупные коммерческие структуры, прежде всего, конечно, коммерческие банки, стремятся подчинить Центробанк своему влиянию.

При этом нельзя не учитывать и давление на банковскую систему со стороны многочисленных криминальных, структур. Поэтому сохранить независимость Центробанка в таких условиях - дело не простое, но необходимое. Центробанк ответствен за то, как работают остальные банки.

С другой стороны, государство тоже заинтересовано в подчинении кредитных организаций - это позволяет перераспределять финансы нерыночными методами. Независимость ориентированного на рынок Центробанка создает непосредственные юридические и организационные предпосылки для независимости коммерческих банков как хозяйствующих субъектов и их ответственности перед своими клиентами и обществом в целом. Ведь если коммерческие банки попадают в зависимость от государства, или от каких бы то ни было других социальных структур, то это снижает их финансовую устойчивость и повышает риск неликвидности.

Можно сказать и так, что независимость коммерческих банков определяется независимостью рыночных отношений.

Здесь должно быть что-то одно. Нельзя провозгласить рыночную экономику и создавать зависимые от государства банки. Если же совмещается несовместимое, то это и есть, наверное, чисто российская специфика.

Здесь, конечно же, есть определенная возрастающая опасность для так называемых "уполномоченных" банков. Прежде всего, за счет политических рисков и общей нестабильности (в одной из статей их назвали "банки-счастливчики").

В одной из статей, которая была опубликована в январе 1997 года в журнале "Банковское дело в Москве", автором настоящей книги было сделано предположение о том, что банки сильно рискуют, соглашаясь на обслуживание в созданном тогда (летом 1996 года) Втором Операционном управлении при Банке России*(226).

Теперь, к сожалению, мы констатируем, что этот прогноз оправдался. Все так и произошло в 1998 году. Большая часть тех банков, которые в 1996 году приблизились к государству, канула в Лету вместе с деньгами вкладчиков и бюджета.