Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих

Система органов управления в кредитной организации

Система органов управления в кредитной организации регулируется в первую очередь Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".

Кроме того, в зависимости от организационно-правовой формы кредитной организации, соответственно применяются либо нормы Федерального закона "Об акционерных обществах", либо нормы Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Рассмотрим теперь систему органов управления в кредитной организации в том виде, в котором она закреплена Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон).

Органы управления кредитной организации, наряду с общим собранием ее учредителей (участников), - это совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган. (Ст. 11.1 Федерального закона).

Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляет единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган. Единоличный орган называется так, как это указано в уставе кредитной организации. Чаще всего - президент или председатель правления кредитной организации. Название коллегиального исполнительного органа тоже зафиксировано в уставе кредитной организации. Как правило, - правление кредитной организации.

Единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа (далее - руководитель кредитной организации), главный бухгалтер кредитной организации, руководитель ее филиала не вправе занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работают ее руководитель, главный бухгалтер, руководитель ее филиала.

Критерии признания лиц аффилированными по отношению к кредитной организации установлены в Федеральном законе "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и Законе РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в редакции Федерального закона от 06.05.1998 г.).*(162)

На практике возник вопрос о том, распространяется ли требование об ограничении совмещения должностей на членов советов директоров обществ. Банк России дал следующее разъяснение.*(163) Под должностью следует понимать выполнение на условиях заключенного трудового договора (контракта) определенной трудовой функции по соответствующей должности, предусмотренной штатным расписанием с установлением соответствующего размера оплаты труда. Ввиду того, что членство в совете директоров (наблюдательном совете) не основано на трудовом договоре (контракте), на членов совета директоров (наблюдательного совета) не распространяются положения части третьей статьи 11.1 Закона.

Кандидаты на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Рассматривая вопрос о выдвижении и утверждении кандидатов на должность члена совета директоров (наблюдательного совета) участники (акционеры) кредитной организации обязаны руководствоваться требованиями и ограничениями, которые установлены федеральными законами.

Во-первых, они должны иметь необходимую квалификацию.

Во-вторых, в Федеральном законе установлен запрет на избрание в совет директоров (наблюдательный совет) лиц, которые имеют судимость за совершение преступлений в сфере экономики.

В-третьих, надо помнить, что ограничения на участие отдельных лиц в совете директоров (наблюдательном совете) обществ установлены другими федеральными законами. (Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", другие законы).

В-четвертых, выдвигая кандидатов на должность членов совета директоров, акционеры должны принимать во внимание, что эти кандидаты должны обладать деловой репутацией. Ее оценивают по тем критериям, которые предусмотрены нормами, закрепленными в п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России обо всех предполагаемых назначениях на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Уведомление должно содержать сведения, предусмотренные подпунктом 8 статьи 14 настоящего Федерального закона. Банк России в месячный срок со дня получения указанного уведомления дает согласие на указанные назначения или представляет мотивированный отказ в письменной форме на основаниях, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона.

Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об освобождении от должностей руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.

Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об избрании (освобождении) члена совета директоров (наблюдательного совета) в трехдневный срок со дня принятия такого решения.

В соответствии с ч. 7 ст. 11.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" кредитная организация не позднее трех рабочих дней со дня избрания совета директоров (наблюдательного совета) или избрания (освобождения) отдельных его членов обязана уведомить территориальное учреждение Банка России о принятом решении в письменной форме путем направления в его адрес почтового отправления с уведомлением о вручении или вручить уведомление под расписку. Уведомление кредитной организации, касающееся избрания членов совета директоров (наблюдательного совета), наряду с информацией о персональном составе совета директоров (наблюдательного совета) должно содержать информацию об отсутствии оснований, препятствующих избранию указанных в уведомлении лиц в состав совета директоров (наблюдательного совета).

Территориальные учреждения Банка России принимают указанную информацию и направляют ее в Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций) в установленном порядке.

Если территориальное учреждение Банка России установит факты наличия судимости за совершение преступлений в сфере экономики у лица, избранного членом совета директоров (наблюдательного совета), либо предусмотренных законом фактов препятствующих его избранию, то оно может действовать следующим образом. В кредитную организацию направляется предписание об устранении допущенных нарушений, выразившихся в избрании в качестве члена совета директоров (наблюдательного совета) лица, деловая репутация которого не отвечает квалификационным требованиям. Если кредитная организация не исполнит предписание в установленный в нем срок, то Банк России вправе применить меры воздействия, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 74 федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". В этом случае в кредитную организацию направляется предписание с требованием замены указанного лица. В случае невыполнения предписания в установленный срок территориальное учреждение Банка России должно применить иные меры воздействия, предусмотренные частью 2 статьи 74 указанного закона.*(164)