Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих

Роль управления в кредитной организации

От того, как организованы органы управления в кредитной организации, во многом зависит и эффективность ее банковских операций, ее надежность и стабильность.

Общее собрание, на наш взгляд, вырабатывают стратегию деятельности кредитной организации на рынке банковских услуг. Конкретные вопросы этой стратеги претворяет в жизнь, своими решениями, совет директоров. Текущим управлением занимаются исполнительные органы кредитной организации. Кроме того, в кредитной организации должен быть контроль за тем как исполняются все эти решения и насколько они соответствуют общей стратегии выработанной и претворяемой в жизнь ее органами управления.

Все это есть некий механизм управления в кредитной организации. Проблема в том, чтобы он был эффективным. Его эффективность зависит от многих факторов. Прежде всего важен профессионализм, четкое разделение труда, творческий подход, поскольку рынок и повышающаяся конкуренция заставляют совершенствовать банковские услуги. Немаловажно правильное управление различными рисками, которые возникают в банковской деятельности. Еще один существенный фактор эффективности управления - это законодательство, нормативные акты Банка России, внутренние документы самой кредитной организации и практика их применения.

Органы управления кредитной организации предусмотрены в статье 11.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Однако следует иметь в виду, что кредитная организация - это хозяйственное общество. Поэтому вопросы управления в хозяйственных обществах регулируются не только банковским, но и гражданским законодательством. Это нормы ГК РФ и нормы Федерального закона "Об акционерных обществах", Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью". В частности, гражданское законодательство содержит нормы, позволяющие организовать корпоративное управление в акционерных обществах, а это, - самая распространенная организационно-правовая форма кредитной организации. В этих федеральных законах мы находим, например, нормы о компетенции общего собрания, совета директоров. И, что характерно, только в этих федеральных законах мы находим нормы о ревизионных комиссиях. А ведь они играют важную роль в руководстве кредитной организации, поскольку через них акционеры могут проконтролировать деятельность кредитной организации, сохранность ее собственности. Безусловно, внутренний контроль в кредитной организации играет важную роль тоже. Деятельность органов внутреннего контроля регламентирована Банком России в специальном нормативном акте. Но он не заменяет деятельность ревизионной комиссии, которая создается и действует в интересах учредителей/участников кредитной организации.

Многое зависит от того, какая кредитная политика проводится на основе принятых общим собранием и советом директоров решений, насколько правильно распределены функции между органами управления и каким образом контролируется менеджмент.

В корпоративном управлении и, в частности, в налаживании эффективного управления кредитной организации важно разделение властей. Это тот принцип, который нужен не только в государственном управлении, но и в нормальном функционировании управленческого механизма любой корпорации. Здесь необходимо четкое разделение полномочий, которые должны быть точно и полно регламентированы внутренними документами корпорации. Иногда эти документы называют локальными нормами права. Для корпораций это подходит, поскольку их деятельность регулируется гражданским правом. Что же касается кредитных организаций, то они регулируются не только гражданским, но, как уже говорилось, и банковским правом. А в банковском праве нет такой разновидности норм. Поэтому управление в кредитной организации должно регулироваться федеральными законами. Конечно, его можно регулировать и нормативными актами Банка России, но только в рамках банковского права и в случаях, прямо предусмотренных Федеральным законом. К примеру, порядок согласования руководителей кредитной организации с Банком России конкретно регулируется Инструкцией Банка России N 109-И.

Управление в кредитной организации должно учитывать ее специфику. Поэтому на основе нормативных актов должны разрабатываться и приниматься внутренние распорядительные документы кредитной организации. И вот здесь надо заметить, что роль этих внутренних документов, весьма велика, но о них до сих пор о них ничего не говорится в Федеральном законе. А, как известно, кредитная организация разрабатывает положения об органах управления, а также - о своих внутренних подразделениях. И иначе быть не может. Поэтому, учитывая важность нормативной основы управления в кредитной организации, надо, предусмотреть ее юридическое значение в Федеральном законе. Взять хотя бы тот же кредитный комитет. В Федеральном законе надо четко закрепить право органа управления кредитной организацией утверждать о нем положение. Пока ведь не ясно кому принадлежит это право. Может быть общему собранию, а может быть совету директоров или правлению кредитной организации.

На мой взгляд, слабое звено в корпоративном управлении, применительно к кредитным организациям - это организация работы ревизионных комиссий. Их деятельность должна быть подчинена интересам защиты прав акционеров. Внутренний контроль подчинен совету директоров, и, он, прежде всего, обеспечивает контролирующей информацией исполнительный орган. А ведь нужно усилить еще и роль акционеров. Это необходимое звено в системе корпоративного управления. Акционеры должны получать актуальную информацию, которая позволит им принимать правильные решения на общем собрании, Но главное - контролировать менеджмент.

Для кредитных организаций, проблема эффективного управления - это не только обеспечение и защита прав акционеров, но еще и соблюдение прав и интересов ее многочисленных клиентов. Это вытекает из сущности кредитной организации. Об этом речь уже шла в первом вопросе лекции. Кроме того, правильное управление в кредитной организации снижает риски, которые принимает на себя кредитная организация, позволяет управлять ими.

Вопросы эффективной организации управления в кредитной организации имеют отношение не только к ней самой и ее многочисленным клиентам, чьими денежными средствами она рискует, принимая то или иное управленческое решение, но и к состоянию банковской системы в целом. Как уже говорилось, несостоятельность одной кредитной организации может причинить ущерб не только своим клиентам, но и создать цепочку неплатежей, затормозить расчеты между несколькими кредитными организациями. Для так называемых системообразующих кредитных организаций, неэффективное управление может обернуться созданием риска для всей банковской системы. Такие риски называются системными.

То, что теперь, организационно-правовая форма кредитной организации регулируется не только гражданским правом, как это было почти, что на всем протяжении 90-х годов, но в связи с изменениями в законодательстве, - еще и банковским правом, - вытекает из общего положения об организационно-правовой форме кредитной организации.

На мой взгляд, организационно правовая форма кредитной организации может рассматриваться с двух сторон. Во-первых - это ее внешняя форма (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью) и, во-вторых, - это внутренняя форма кредитной организации (органы управления в кредитной организации, ее филиалы, представительства, внутренние структурные подразделения кредитной организации, в том числе, - расположенные вне места ее нахождения).

По вопросам эффективности корпоративного управления имеются рекомендации Банка России и международных финансовых организаций. В частности, назовем несколько таких документов:

Принципы корпоративного управления, согласованные странами - членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 22 апреля 2004 года*(155); рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору "Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях" (1999);*(156) а также "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора" (1997).*(157)

Имеется также и Кодекс корпоративного поведения, рекомендованный к применению распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 04.04.2002 N 421/р.*(158)

Банк России издал Письмо от 13 сентября 2005 г. N 119-Т "О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях".

В нем Банк России приводит определение корпоративного управления в кредитной организации и показывает основные направления его совершенствования.

В банковских законах нет указания на то, что Банк России имеет право регулировать данные вопросы. Но поскольку в юридической науке нет четкой грани между гражданским правом и банковским правом, о чем мы уже неоднократно говорили в книгах и статьях,*(159) то это как раз и позволяет Банку России принимать иногда императивные, а в некоторых случаях - рекомендательные нормы, относящиеся к гражданскому праву. Но надо иметь в виду, что в теории права, рекомендательные нормы рассматриваются как разновидность правовых норм. А коль так, то они должны приниматься в соответствии с компетенцией уполномоченного на правотворчество субъекта. Это, во-первых, а во-вторых, хорошо известно, что неисполнение кредитными организациями рекомендаций Банка России всегда чревато для них неблагоприятными последствиями. И если дело так и дальше пойдет, то скоро вообще не останется для кредитных организаций никакой диспозитивности в гражданском праве. И все это оттого, что в науке все авторы, за исключением только нас, стоят на том, что банковское право - это комплексная отрасль права. Если по этому пути и дальше развивать юридическую науку, то скоро вообще не останется отраслей права. Все отрасли права взаимосвязаны, поэтому вся система права - это комплекс норм.

Но дело не в теории, а в практике. И вот мы уже видим, что на каждом шагу кредитной организации, ей встречаются нормативные акты Банка России. Теперь уже и по корпоративному управлению. Читай, - по гражданскому праву. ГК РФ, как уже говорилось выше, допускает возможность регулирования организационно-правовой формы кредитной организации банковскими законами. Но повторю, - именно законами. Причем, - федеральными.

Но федеральные законы и нормативные акты Банка России, - это далеко не одно и тоже. Хотя опять же во всех учебниках за исключением наших, авторы относят к банковскому законодательству не только федеральные законы, но и другие федеральные законы. С этим нельзя согласиться. На эту тему мы уже приводили свои аргументы.*(160)

Это тенденция, вмешательства в гражданское право, на наш взгляд, направлена в сторону превращения банковской системы в один банк. Не по форме, естественно, а, по сути.

Банк России следующим образом дает определение корпоративного управления в кредитной организации:

"Под корпоративным управлением понимается общее руководство деятельностью кредитной организации, осуществляемое ее общим собранием участников (акционеров), советом директоров (наблюдательным советом) и включающее комплекс их отношений (как регламентированных внутренними документами, так и неформализованных) с единоличным исполнительным органом, коллегиальным исполнительным органом кредитной организации и иными заинтересованными лицами*(161) в части:

определения стратегических целей деятельности кредитной организации, путей достижения указанных целей (включая порядок образования органов управления, наделения их полномочиями и осуществления управления текущей деятельностью кредитной организации) и контроля за их достижением;

создания стимулов трудовой деятельности, обеспечивающих выполнение органами управления и служащими кредитной организации всех действий, необходимых для достижения стратегических целей деятельности кредитной организации;

достижения баланса интересов (компромисса) участников (акционеров), членов совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов кредитной организации, ее кредиторов, вкладчиков и иных заинтересованных лиц;

обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов кредитной организации, а также принципов профессиональной этики, принимаемых банковскими союзами, ассоциациями и (или) иными саморегулируемыми организациями и (или) определяемых внутренними документами кредитной организации".

Как мы видим, корпоративное управление определяется Банком России слишком широко. Непонятно, например, какое отношение имеют к корпоративному управлению в кредитной организации заинтересованные лица, такие как вкладчики, например, или органы надзора. Здесь все смешано без разбора. Опять же, это все та же тенденция все плотнее охватывать, о которой говорилось выше.

На наш взгляд, корпоративное управление, как понятие, имеет четкие границы, очерченные федеральными законами, а не нормативными актами Банка России. И пусть каждый банк имеет право сам определять корпоративные отношения внутри своей корпорации, руководствуясь только федеральными законами.