Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих

Исключения из принципа прозрачности кредитной организации

Банковская тайна. Специфика банковской деятельности такова, что она не во всех случаях должна быть прозрачной. Граница прозрачности заканчивается там, где начинаются права клиентов кредитной организации. Да и не только их права, но и права самой кредитной организации на коммерческую тайну.

В условиях конкуренции, банковская тайна, как впрочем, и коммерческая тайна - это средство защиты права собственности. Простой пример. Вкладчик заинтересован, чтобы информация о нем и о его вкладе не распространялась без его разрешения. И чем больше вклад, тем больше будет становиться такая заинтересованность. Вполне понятно, что информация о вкладчике может мотивировать преступников на совершение против него тех или иных противоправных действий. Но речь должна идти не только о физических лицах, но и различных предпринимателях. Они доверяют свои коммерческие тайны кредитным организациям, и не заинтересованы, чтобы о них узнали их конкуренты.

Кредитные организации работают в основном с чужими денежными средствами. Их финансовое положение постоянно колеблется. Есть требования в отношении отчетности и раскрытия информации потенциальным и реальным клиентам. Но ежедневное финансовое положение кредитной организации тоже должно составлять предмет банковской и коммерческой тайн. Это надо предусмотреть в федеральных законах.

Если все эти условия ведения банковского бизнеса не будут соблюдаться, то может возникнуть кризис. Вкладчики будут предпочитать хранить свои деньги в укромных уголках, а фирмы - каким-то образом избегать кредитных организаций или, по крайней мере, не расширять спектр их услуг. Получается, что у прозрачности банковской деятельности имеются объективные границы, которые задаются закономерностями экономики и общества.

Федеральный закон содержит статью 26, которая называется "Банковская тайна". В ней говорится:

"Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

В соответствии с законодательством Российской Федерации справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан - иностранным консульским учреждениям.

Информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц предоставляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

За разглашение банковской тайны Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

Организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.

Информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц с их согласия представляется кредитными организациями в целях формирования кредитных историй в бюро кредитных историй в порядке и на условиях, которые предусмотрены заключенным с бюро кредитных историй договором в соответствии с Федеральным законом "О кредитных историях".

Как мы видим, режим банковской тайны строже в отношении информации о счетах и банковских операциях физических лиц. И это не случайно, поскольку частная жизнь граждан охраняется Конституцией и федеральными законами, регулирующими информацию. Что касается индивидуальных предпринимателей, то здесь ситуация несколько иная. Их деятельность затрагивает публичные интересы. Поэтому исключений из запретов, защищающих банковскую тайну, в отношении них, - больше.

Вместе с тем, реальность такова, что появляются все новые и новые исключения в статье 26 Федерального закона. Яркий тому пример, - Федеральный закон "О кредитных историях". Для того чтобы развивался кредит, нужна деятельность кредитных бюро. Вот и появился этот закон, а вместе с ним, - некоторые исключения из норм о банковской тайне.

На практике возникает вопрос о возможности предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, федеральному антимонопольному органу. По этому вопросу имеется письмо Банка России от 30 июня 2003 г. N 99-Т, в котором говорится буквально следующее:

"...в федеральных законах отсутствует указание на обязанность кредитных организаций предоставить сведения, составляющие банковскую тайну, в федеральный антимонопольный орган и его территориальные подразделения.

Вместе с тем, Банк России не усматривает нарушений законодательства Российской Федерации, если информация по счетам клиентов будет предоставлена кредитной организацией федеральному антимонопольному органу с согласия владельца счета или собственника имущества владельца счета".*(132)

Здесь надо иметь в виду еще один момент, который касается компетенции Банка России. О возможности предоставления актов инспекционных проверок кредитных организаций в Указании оперативного характера ЦБР от 29 мая 2003 г. N 83-Т "О возможности предоставления актов инспекционных проверок кредитных организаций" указал следующее: "Банк России в связи с поступающими запросами кредитных и аудиторских организаций о возможности предоставления актов инспекционных проверок, проведенных уполномоченными представителями Банка России, третьим лицам разъясняет следующее.

Банк России считает возможным предоставление кредитными организациями актов инспекционных проверок Банка России учредителям (участникам), совету директоров (наблюдательному совету) и аудиторским организациям, осуществляющим аудит кредитной организации, по усмотрению кредитных организаций с учетом законодательно установленных ограничений на предоставление сведений, составляющих банковскую тайну".*(133)

Тенденция к расширению субъектов, которые могут получить информацию, составляющую банковскую тайну находит свое отражение в нормативном акте Банка России регулирующем инспекционные проверки. В общем, сначала появляется акт разъяснения Банка России, а затем - его же нормативный акт.

В пункте 9.6.1 Указания Банка России от 27 октября 2006 г. N 1737-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 25 августа 2003 года N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации" читаем о том, что руководитель кредитной организации должен направить совету директоров (наблюдательному совету) кредитной организации акт проверки кредитной организации, проведенной Банком России.

Но, ведь статья 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", как уже говорилось, не дает такого права Банку России.

В пункте 3.6 Инструкции Банка России от 25 августа 2003 года N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации" сказано, что "при необходимости кредитная организация вправе предоставлять акт проверки на ознакомление аудиторской организации (индивидуальному аудитору), осуществляющей аудит кредитной организации (ее филиала), в том числе предоставлять копию акта проверки".*(134)

В этой же Инструкции (пункт 2.7) предусматривается, что "Руководитель рабочей группы вправе:

- требовать подтверждения возможности формирования кредитной организацией документов, представление которых является обязательным при наступлении событий или наличии обстоятельств, определенных федеральными законами или нормативными актами Банка России (в том числе подлежащего проверке реестра обязательств банка перед вкладчиками, составляемого по форме и в сроки, определенные Указанием Банка России от 1 апреля 2004 года N 1417-У "О форме реестра обязательств банка перед вкладчиками", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 13 апреля 2004 года N 5745 ("Вестник Банка России" от 28 апреля 2004 года N 24) (далее - Указание Банка России N 1417-У);

- запрашивать от акционеров (участников) кредитной организации, клиентов и корреспондентов кредитной организации (ее филиала) документы (информацию), необходимые для установления фактических обстоятельств, в том числе для подтверждения данных, содержащихся в документах (информации), полученных от проверяемой кредитной организации (ее филиала)".*(135)

Что касается первого требования, то, на наш взгляд, оно объяснимо, если проверкой конкретного вопроса занимается служащий Агентства по страхованию вкладов. А вот, что касается запросов, которые рабочая группа проверяющих направляет акционерам или тем более, - клиентам кредитной организации, то, такие действия, на наш взгляд, не основаны на Федеральном законе.

Банковское право, как мы уже обращали на это внимание в начале книги, по общему правилу не создает правоотношений между Банком России и кредитными организациями. В условиях плановой экономики, когда действовал Госбанк СССР, все организации вступали с ним в правоотношения. Но в рыночной экономике, - ситуация иная. Центральный банк вступает в правоотношение с кредитными организациями, потому, что они - часть банковской системы. А он в ней - орган банковского регулирования и надзора. Он - часть банковской системы согласно статье 2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Что же касается клиентов кредитных организаций, то Федеральный закон не включил их в банковскую систему, а значит, они не являются объектом банковского надзора. Да и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не предоставляет такого права Банку России.

На мой взгляд, Банк России вышел за рамки своей компетенции, так как в ст. 26 говорится, что исключения из общего правила устанавливаются федеральными законами. Нормативные акты Банка России, как известно, к таковым не относятся.

Банковские счета и операции по ним охраняются не только банковским, но и гражданским правом.

Согласно статье 857 Гражданского кодекса РФ в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.