Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих

Специфика устава кредитной организации

Кредитная организация имеет устав, утверждаемый в порядке, предусмотренном федеральными законами. Однако Федеральный закон предусматривает специфику устава кредитной организации.

В соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона, Устав кредитной организации должен содержать:

  1. фирменное (полное официальное) наименование, а также все другие наименования, установленные Федеральным законом;
  2. указание на организационно-правовую форму;
  3. сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений;
  4. перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона;
  5. сведения о размере уставного капитала;
  6. сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и их полномочиях;
  7. иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.

Как сказано в этой же статье Федерального закона, кредитная организация должна регистрировать все изменения, вносимые в ее учредительные документы.*(113) В Инструкции Банка России N 109-И (пункт 3.1.3) перечень требований к уставу кредитной организации несколько расширен по сравнению со статьей 10 Федерального закона. Помимо перечисленного в статье 10 Федерального закона, согласно этой Инструкции, должно быть еще указано:

- о порядке формирования уставного капитала, а также (для кредитной организации в форме акционерного общества) сведения о размере резервного фонда (в процентах к уставному капиталу) и размере ежегодных отчислений для его формирования;

- положения, касающиеся обеспечения учета и сохранности документов, а также своевременной передачи их на государственное хранение в установленном порядке при реорганизации или ликвидации кредитной организации;

- положения, определяющие порядок реорганизации и ликвидации кредитной организации.

Это все важно, но на наш взгляд, Банк России не вправе дополнять Федеральный закон своими требованиями. Это нужно делать с помощью внесения изменений в Федеральный закон. А Банк России может устанавливать только процедуру применения Федерального закона. Ведь единственное о чем говорит статья 10 в отношении полномочий Банка России, так это о том, что "документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", нормативными актами Банка России, представляются кредитной организацией в Банк России в установленном им порядке".*(114) Получается, что Банк России должен установить порядок представления документов.

Между прочим, Инструкция Банка России N 109-И называется: "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций". Как мы видим, в названии все полномочия сужены до процедуры и не более того, а фактически в этой Инструкции, Банк России устанавливает много норм материального права, в том числе и таких, которые должны устанавливаться только федеральными законами. Вот оно, еще одно подтверждение того, о чем уже говорилось в начале книги, - в науке нужно четко разграничить гражданское право и банковское право, законодательство и подзаконные акты, тогда и на практике это станет четче.

В отношении требований, закрепленных в статье 10 Федерального закона, обращаем внимание на следующее. Здесь надо иметь в виду несколько моментов, специфичных именно для кредитной организации.

Во-первых, в уставе должны быть указаны не только местонахождение органов управления кредитной организации, но и ее обособленных подразделений. Такими являются не только филиалы и представительства кредитной организации, но и другие обособленные подразделения - отделения, обменные пункты, дополнительные офисы и операционные кассы вне кассового узла. Поэтому на наш взгляд, нужно предусмотреть в Федеральном законе, что во всех случаях открытия обособленных подразделений должны вноситься соответствующие изменения в устав кредитной организации.

Аргументы в пользу такой точки зрения следующие. В Федеральном законе (в рассматриваемой статье) не используется термин "филиал", представительство", то есть как раз те термины, которые приводятся в статье 22 этого же закона. Законодатель использует термин "обособленные подразделения" кредитной организации. Стало быть, речь идет именно о любом обособленном подразделении кредитной организации. Однако при этом нужно иметь в виду, что Банк России издал Инструкцию N 109-И,*(115) в которой он избегает применять термин "обособленное подразделение". Соответствующий раздел (Раздел II. Инструкции называется "Порядок открытия (закрытия) подразделений кредитной организации (филиала) на территории Российской Федерации" В статьях 9.1.-9.2 этого раздела сказано "Кредитная организация может открывать обособленные подразделения (представительства и филиалы), сведения о которых должны содержаться в ее уставе. Кредитная организация (филиал) может также открывать внутренние структурные подразделения вне местонахождения головной организации и филиала. К внутренним структурным подразделениям относятся дополнительные офисы, операционные кассы вне кассового узла, обменные пункты".

Здесь вполне очевидно и стремление с помощью этих норм инструкции создать некоторые понятия, которые бы не подпадали под действие Федерального закона, что, на наш взгляд, неправомерно и неустойчиво в юридическом отношении, и создает явное противоречие с законодательством.

Во-вторых, в уставе должны быть указаны органы управления, и, что самое важное - органы внутреннего контроля. Дальше о них скажем подробнее, когда будем рассматривать органы управления кредитной организацией.