Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих

Проблемы систематизации нормативных актов Банка России

Есть еще одна довольно серьезная проблема. Банковское право нуждается в системном регулировании. В то время как на практике нормативных актов слишком много и они иногда принимаются неожиданно для участников банковских отношений.

Конечно, банковское право наверняка станет более упорядоченным и приобретет нужную ему стабильность, если будет принят Банковский кодекс Российской Федерации. Тогда появится стабильность в правовом регулировании банковских отношений и банковской системы. А значит, повысится доверие к ней со стороны вкладчиков и инвесторов. Но пока что как раз его отсутствие и позволяет постоянно менять нормативные акты, которые регулируют существенные стороны банковской деятельности. Во многом из-за этого, в ряде случаев, банковская система оказывается в условиях правовой неопределенности.

До сих пор все усилия законодателя в этом направлении ограничивались, главным образом, организационными вопросами совершенствования самой банковской системы. Спору нет, ее надо совершенствовать, не забывая об улучшении банковского права.

Нормы банковского права должны быть согласованы между собой и адекватно изложены в источниках банковского права. От того, насколько совершенны формулировки правовых норм, зависит правильность принимаемых решений субъектами банковских отношений.

Банковское право создает условия для реализации гражданского права. Ведь, как мы уже знаем, банковская операция - это форма осуществления банковской сделки. Вот почему недостатки в юридической регламентации банковских операций, в конечном счете, препятствуют нормальному взаимодействию кредитных организаций со своими клиентами.

Банк России выпускает нормативные акты, в которых содержатся правила совершения банковских операций. А раз так, то вопрос о системности в правотворческой деятельности Банка России непосредственно связана с эффективностью банковской деятельности в целом. Ведь основная масса норм, регулирующих банковские операции, создается Банком России. Поэтому от качества подготовки нормативных актов во многом зависят результаты деятельности кредитных организаций, и, в конечном счете - само состояние банковской системы.

Юридическая техника его нормативных актов порой оставляет желать лучшего и нуждается в совершенствовании.

Видимо только большим числом выпускаемых актов и постоянными их изменениями, можно объяснить такую ситуацию, когда Банк России вынужден оставлять без изменения те акты, которые противоречат очередному издаваемому им же нормативному акту. А бывает и так, что в нормативный акт вносятся изменения, а при этом имеющиеся противоречия в нем, - остаются. И не только противоречия, но и ссылки на отмененные нормативные акты, на деятельность департаментов, которых нет или они уже реорганизованы. Приведем простой пример. В Инструкцию Банка России от 24 августа 1998 г. N 76-И "Об особенностях регулирования деятельности банков, создающих и имеющих филиалы на территории иностранного государства" 16 декабря 2003 г. были внесены изменения. Казалось бы, заодно можно было бы внести изменения и в другие статьи этой же Инструкции, по крайней мере, там, где делаются ссылки на отмененные нормативные акты, на департаменты, которые называются иначе, чем в Инструкции. Но, нет, никакие изменения не были внесены, и отмененные нормы остались в этой Инструкции по состоянию на декабрь 2004 г. В частности, в п. 2.2.3. Инструкции сделана ссылка на Письмо Банка России от 28 мая 1997 г. N 457 "О критериях определения финансового состояния банков", в то время как оно было отменено еще в 2000 году. Взамен него действует Указание Банка России от 31 марта 2000 г. N 766-У "О критериях определения финансового состояния кредитных организаций" (с изменениями). Тем более что как уже говорилось, письма Банка России в законодательстве не предусмотрены.

Далее, в этой же Инструкции (п. 2.18) есть требование, чтобы кредитные организации согласовывали с Банком России изменения и дополнения, вносимые в положение о зарубежном филиале. И при этом говорится, что к уведомлению, направляемому кредитной организацией в Банк России, надо приложить текст изменений и дополнений по форме указанной в приложении N 24 к Инструкции Банка России от 23.07.98 N 75-И. Но эта инструкция давно отменена. И вместо нее принята другая инструкция, в которой уже нет такого приложения.

Еще один недостаток, который часто встречается в нормативных актах Банка России, и затрудняет понимание их смысла, - длинноты. Бывает так, что некоторые фразы в нормативных актах Банка России занимают едва ли не пол страницы.