Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих

Нормативные акты Банка России и его компетенция

В Федеральном законе прямо сказано, что Банк России должен принимать нормативные акты в соответствии со своей компетенцией. Для юристов этот вопрос имеет практическое значение, если учесть, что нарушение норм банковского права может повлечь применение санкций Банком России. Но повторю, в статье 74 Федерального закона, в которой эти санкции закреплены, подчеркивается, что они применяются за нарушение нормативных актов Банка России, принятых в соответствии с Федеральным законом. И этот нюанс надо учитывать. Практически это означает, что юрист кредитной организации, к которой применены санкции, должен, в конкретной ситуации, задаться вопросом о том, насколько нарушенный нормативный акт соответствует закону. Ему нужно поинтересоваться, а не входил ли вопрос, который регулируется нормативным актом Банка Россию в компетенцию Совета директоров Банка России? Если он туда относится, то тогда нужно узнать рассматривался ли данный нормативный акт на заседании Совета директоров Банка России. Ведь по Федеральному закону, некоторые нормативные акты принимаются без решения Совета директоров Банка России непосредственно Председателем Банка России. Его компетенция тоже закреплена в Федеральном законе. Нужно все это сравнивать. Стало быть, есть взаимосвязь между компетенцией органов управления Банком России и его нормативными актами. Надо также обращать внимание и на то, кто подписал нормативный акт Банка России. Дело в том, что когда-то на эту тему был спор и один банк выиграл этот спор в суде. Но тогда не было четкой законодательной нормы. Теперь же п. 3 ст. 20 Федерального закона сказано, что Председатель Банка России "подписывает нормативные акты Банка России, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые Банком России, и вправе делегировать право подписания нормативных актов Банка России лицу, его замещающему, из числа членов Совета директоров". Значит, когда юрист изучает нормативный акт Банка России, то и этот момент не стоит упускать из виду. Получается, что Председатель Банка России может делегировать это право не любому своему заместителю, а только члену Совета директоров.

Еще один момент. Можно видимо оспорить нормативный акт, который касается совершенствования банковской системы, если перед этим вопрос, который составляет предмет этого акта, не рассматривался Национальным банковским советом. Рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы - это один из пунктов его компетенции.

Федеральный закон наделил большими полномочиями Комитет банковского надзора в Банке России.*(56) Надо иметь в виду, что Комитет банковского надзора Банка России (далее - Комитет) является действующим на постоянной основе органом, через который Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции, установленные законодательством Российской Федерации.

Комитет объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Он принимает в частности, решения по вопросам введения и изменения пруденциальных норм деятельности кредитных организаций в тех случаях, когда для этого не требуется решения Совета директоров Банка России.*(57)

В частности, он рассматривает проекты нормативных актов Банка России, введение которых может повлиять на достижение целей банковского регулирования и банковского надзора, установленных законодательством Российской Федерации, и/или на выполнение Банком России функций органа банковского регулирования и банковского надзора.

В его компетенцию входит рассмотрение вопросов, которые связанны с осуществлением:

регулирующих и надзорных функций Банка России, в том числе совершенствованием методологии банковского надзора и регулирования деятельности кредитных организаций;

отдельных функций Банка России в области валютного регулирования и валютного контроля.

Конкретные полномочия Комитета банковского надзора регулируются самим Банком России. Но поскольку он принял Положение "О Комитете банковского надзора Банка России", то, его нужно соблюдать. Ведь, как уже говорилось, согласно ст. 7 Федерального закона, нормативные акты Банка России обязательны. Стало быть, они обязательны и для самого Банка России, что, в общем-то, логично для правового государства. А если придерживаться такой логики, то тогда практически можно оспаривать любой нормативный акт Банка России, если его проект предварительно не обсуждался на заседании Комитета банковского надзора. Да и сам порядок обсуждения, и состав присутствующих членов Комитета банковского надзора тоже предусмотрен указанным Положением. А в нем есть нюансы.

Согласно статье 7 Федерального закона, Банк России принимает нормативные акты по тем вопросам, которые входят в его компетенцию. А компетенция Банка России определяется закрепленными в Федеральном законе целями его деятельности (статья 3) и проявляется в его функциях (статья 4). Юридически, реализация функций Банка России осуществляется через его полномочия, закрепленные там же. И здесь надо принимать во внимание, что полномочия Банка России закреплены не только в статьях Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", но и в других федеральных законах. Например, в Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле".

Для понимания сущности нормотворческой деятельности Банка России нужно обратить внимание на правовой статус Банка России. Дело в том, что Банк России - это не орган исполнительной власти. Он подотчетен Государственной Думе и не подчинен Правительству РФ. Так предусмотрено в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). А раз так, то нужно всегда помнить, что поскольку Банк России не является органом исполнительной власти, то он не имеет права принимать нормативные акты по вопросам гражданского права. (В статье 3 ГК РФ он не назван в числе тех, кому предоставлено такое право). Соответственно, Банк России не вправе регулировать гражданско-правовые сделки между кредитными организациями и их клиентами.*(58)

Федеральным законом (ст. 57) ему предоставлено, помимо прочего, право устанавливать обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. Выше уже обращалось внимание на то, что банковская операция и сделка - различные, хотя и взаимосвязанные между собой понятия.