Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих

4. Процедурные нормы применения санкций Банком России

Как уже говорилось, все нормы относятся либо к материальному, либо к процессуальному праву.

Санкций - это нормы материального права, которые устанавливаются федеральными законами.

Порядок применения этих норм, процедура применения санкций могут регулироваться Банком России. В ст. 19 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" говорится, что в случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к кредитной организации меры, установленные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Самой серьезной с точки зрения юридических последствий для кредитной организации является отзыв лицензии. Для учредителей кредитной организации такая мера является одновременно неблагоприятными последствиями, которые в некотором смысле могут рассматриваться как меры юридической ответственности. Однако кредитная организация тем и отличается от других хозяйствующих субъектов, что она привлекает чужие денежные средства. Отзыв лицензии автоматически создает множество проблем и неблагоприятных последствий для клиентов кредитной организации.

Наиболее ощутимые потери в ситуациях с отзывом лицензий несут, как правило, многочисленные не организованные и поэтому не защищенные вкладчики.

Мы сознательно выделяем слова "ситуации с отзывом лицензий", поскольку здесь действительно есть проблема законности, на которую следует обратить внимание и полностью изучить эту своеобразную практику Банка России.

В отличие от клиентов кредитной организации - юридических лиц, которые обладают организационными предпосылками для защиты своих интересов, вкладчики зачастую не могут достаточно эффективно отстаивать свои интересы в суде и поэтому становятся первыми и самыми многочисленными жертвами банковских махинаций.

С точки зрения целей формирования гражданского общества нельзя признать правильными такие действия, которые приводят к тотальным отзывам банковских лицензий.

Эта процедура должна быть четко зафиксирована в законодательстве и в нормативных актах Банка России, с тем, чтобы решения принимались ответственно и чтобы все действия должностных лиц точно фиксировались в правоприменительных документах, чтобы не возникало сомнений в законности этих действий, тем более в инициировании отзыва лицензии на основе решений, принятых Банком России, а не какими-то заинтересованными лицами. Последнее обстоятельство чрезвычайно опасно не только для банков, но и для общества в целом.

В ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" предусматривается, что сообщение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций должно быть опубликовано Банком России в "Вестнике Банка России" в недельный срок со дня принятия соответствующего решения. С момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций:

  1. срок исполнения обязательств кредитной организации считается наступившим. Обязательства кредитной организации в иностранной валюте учитываются в рублях по курсу Банка России, действовавшему на дату отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;
  2. прекращается начисление процентов, а также неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых (экономических) санкций по обязательствам кредитной организации;
  3. приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;
  4. до момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом конкурсного управляющего запрещаются заключение сделок кредитной организации и исполнение обязательств по сделкам кредитной организации (за исключением сделок, связанных с текущими коммунальными и эксплуатационными платежами кредитной организации, а также с выплатой выходных пособий и оплатой труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту), в пределах сметы расходов, согласуемой с Банком России либо с уполномоченным представителем Банка России в случае его назначения).
  5. В принципе, выполнение этих требований может гарантировать сохранность активов кредитной организации, ее собственных средств до того момента, когда (в частности, по решению суда) будут начаты процедуры банкротства. Однако на практике многое зависит от того, как Банк России сможет установить соответствующий контроль за деятельностью кредитной организации, у которой отозвана лицензия.

    В частях 2 и 3 ст. 23 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" говорится, что в случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников) Банк России на основании ходатайства кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. Порядок представления кредитной организацией указанного ходатайства регулируется нормативными актами Банка России. В случае аннулирования или отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация в течение 15 дней с момента принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России. При этом сообщение об аннулировании записи о регистрации кредитной организации подлежит опубликованию Банком России в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") в месячный срок после внесения указанного изменения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

    Поскольку, как известно, многие кредитные организации и после отзыва лицензии продолжали работать в своем прежнем качестве, и иногда продолжительное время, о чем неоднократно говорилось в печати, то 31 июля 1998 года Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" был дополнен ст. 23.1 "Ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России", в которой предусмотрено, что Банк России имеет право обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации независимо от ее финансового состояния, если в кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, в течение одного месяца с момента отзыва указанной лицензии не создана ликвидационная комиссия (ликвидатор) или в отношении ее не применяются процедуры банкротства.