Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих

4. Форма банковского права

Как и любая другая отрасль права, банковское право имеет определенную форму.

Внутренняя форма банковского права - это его структура.

Внешняя форма банковского права - это те источники, в которых содержатся правовые нормы и посредством которых эти правовые нормы доводятся до своих адресатов.

Внутренняя форма (структура) банковского права. Вопрос о структуре банковского права имеет теоретическое и практическое значение. Теоретическое значение этого вопроса состоит в том, что изучение структуры банковского права позволяет лучше понять смысл регулирования тех или иных банковских операций и сделок, истолковать значение норм, а также разграничить банковское право и другие отрасли права, которые регулируют банковскую деятельность.

Общие понятия структуры права, подотрасли, правового института, нормы права, разработанные в теории права и государства, вполне применимы в банковском праве.

На наш взгляд, структура банковского права включает три уровня:

  • а) подотрасли банковского права;
  • б) правовые институты (отраслевые и межотраслевые);
  • в) нормы банковского права;

Пример подотрасли - валютное право в той части, в которой оно регулируется соответствующими банковскими законами и нормативными актами Банка России.

Институт банковского права - это подсистема правовых норм, которые регулируют взаимосвязанные банковские отношения определенного вида. Банковское право состоит из таких институтов, как например, банковская система, правовой статус кредитной организации, правовой статус Банка России, пруденциальное регулирование, пруденциальный надзор, правовое регулирование бухгалтерского учета в кредитной организации, открытие и ведение банковского счета, расчеты, кассовые операции, валютные операции, валютный контроль, операции по банковским вкладам, операции по кредитам, операции с драгоценными металлами и некоторые другие.

Внешняя форма банковского права (источники банковского права). Право имеет внешнюю форму своего выражения. Такой внешней формой проявления банковского права являются его источники.

Источниками банковского права являются федеральные законы и основанные на них нормативные акты Банка России. Такова специфика содержания банковского права, что отражает специфику денежной власти.

Как уже говорилось, предметом банковского регулирования могут быть только отношения между субъектами банковской системы. Поэтому в состав нормативных актов, регулирующих банковские отношения, не включаются нормативные акты исполнительной власти*(8). Это прямо закреплено в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" (далее по тексту - Федеральный закон), в котором содержится исчерпывающий перечень тех нормативных актов, которые регулируют банковскую систему и банковскую деятельность.

Банковская деятельность регулируется банковскими законами. Но в этом регулировании принимают участие также и некоторые нормы других отраслей права. Поэтому когда в ст. 2 Федерального закона используется понятие "другие федеральные законы", то имеется в виду ряд законов, относящихся к различным отраслям права. Они могут содержать в себе нормы банковского права. Однако, как уже говорилось, речь идет именно о федеральных законах, а не каких-то иных разновидностях нормативных актов. Это, в частности, Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (согласно этому Закону Банк России является органом валютного регулирования и валютного контроля, а кредитные организации - агентами валютного контроля), Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в части списания денежных средств по исполнительному листу и ареста денежных средств на банковском счете), Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части открытия и ведения специального счета для внесения избирательного залога кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками в Сберегательном банке Российской Федерации. Например, данный Закон говорит, что плата за услуги банка по открытию указанного счета и проведению операций по счету не взимается) и некоторые другие федеральные законы.

В связи с множественностью источников правового регулирования банковской деятельности возникает проблема разграничения банковского права и других отраслей права. В частности, иногда бывает сложно разграничить предмет банковского регулирования и предмет таможенного регулирования в тех случаях, когда Банком России и ГТК РФ принимаются совместные нормативные акты.

В любом случае следует исходить из положения о том, что банковское право имеет свой собственный предмет регулирования - банковские операции.

Некоторые нормы права имеют двойное значение. Например, в ГК РФ есть правило о том, что по вкладам физических лиц могут производиться расчеты, а для юридических лиц такие операции запрещены. Поскольку эта норма публичного права, то она регулирует не только сделки, но и банковские операции. Это норма двойного значения.

Попутно заметим, что банковское право как учебный курс не может и не должно ограничивать свой предмет только изучением норм банковского права. Многие нормы изложены в комплексных нормативных актах. Поэтому есть и такие нормы банковского права, которые одновременно являются и нормами, допустим, таможенного права.

Например, порядок оформления паспорта сделки на экспортную или импортную сделку с последующим переводом контракта в другой банк одновременно является регулированием и таможенного, и банковского права.

Другой пример. Невозможно изложить порядок открытия и ведения банковского счета, не затрагивая при этом вопрос о договоре банковского счета, который регулируется гражданским правом.

Но все это - система курса банковского права, а не предмет регулирования банковского права. Предмет регулирования банковского права более узок, чем предмет курса банковского права как учебной дисциплины. Система обучения имеет свои методические закономерности.

В итоге можно сделать вывод, что все эти проблемы должны активнее изучаться наукой банковского права. Здесь еще много научных проблем, не только не решенных, но и таких, которые даже не ставились. Начинать исследования в этой области следует с выяснения предмета и метода правового регулирования банковского права.

Повторим, - предмет правового регулирования, - это критерий для выделения отрасли права в самостоятельную отрасль. Но одного предмета для целей разграничения предметов различных отраслей права в общем объекте - банковской деятельности - еще недостаточно. Нужно учитывать и предмет, и метод правового регулирования, то есть два критерия одновременно.