Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (Европейская конвенция) была подписана в Женеве 21 апреля 1961 г., т.е. через 3 года после Нью-Йоркской конвенции "О признании и приведении в действие иностранных арбитражных решений".
СССР ратифицировал Европейскую конвенцию 27 июня 1962 г.*(339) Российская Федерация участвует в этой Конвенции как правопреемник СССР.
По разным данным, в этой региональной Конвенции в конце XX в. участвовало от 25 государств*(340) до 28 государств (по состоянию на 31 марта 1999 г.)*(341). Только одно из подписавших Европейскую конвенцию государств - Финляндия - не ратифицировало ее. В числе участников Конвенции были: все социалистические страны (за исключением Албании); два неевропейских государства - Буркина-Фасо и Куба. Из западноевропейских стран в Европейской конвенции не участвуют: Королевство Великобритании и Нидерланды*(342).
Сфера применения. Европейская конвенция применяется:
а) "к арбитражным соглашениям как физических, так и юридических лиц, которые на момент заключения такого соглашения имеют постоянное местожительство или соответственно свое местонахождение в различных Договаривающихся государствах, о разрешении в порядке арбитража споров, возникших при осуществлении операций по внешней торговле";
б) к арбитражным разбирательствам и арбитражным решениям, принятым по отнесенным к сфере Европейской конвенции спорам. При этом "местонахождение юридического лица" обозначает место, где находится контора юридического лица, заключившего арбитражное соглашение (ст.1 "а" и "б" Европейской конвенции), а понятие "внешняя торговля" подлежит применению в самом широком значении.
В отличие от Нью-Йоркской конвенции, применение Европейской конвенции не поставлено в зависимость от "места арбитражного разбирательства". При соблюдении положений о сфере ее применения Европейская конвенция имеет действие независимо от того, имело ли, имеет ли или будет иметь место арбитражное разбирательство на территории участвующего в этой Конвенции государства.
Практически все европейские страны - участницы Европейской конвенции одновременно участвуют и в Нью-Йоркской конвенции 1958 г. Этим объясняется содержание положений, направленных на согласованное применение обеих Конвенций. Так, в ч.7 ст.Х Европейской конвенции указывается на то, что "постановления этой Конвенции не затрагивают действительности многосторонних и двусторонних соглашений в отношении арбитража, заключенного Договаривающимися государствами".
Основным предназначением Европейской конвенции было создание международно-правовых основ арбитражного разбирательства споров в Европе с учетом геополитических реалий -существования системы отношений "Восток - Запад".
Именно институционализацией и иными особенностями арбитража в социалистических странах принято, и, по-видимому, справедливо, объяснять:
включение в Европейскую конвенцию указания на возможность передачи спора как в постоянно действующий третейский суд ("институционный арбитраж"), так и в третейский суд для разрешения конкретного спора ("арбитраж ad hoc");
указание на то, что в случае передачи спора в "институционный арбитраж" процедура арбитражного разбирательства имеет место в соответствии с правилами "институционного арбитража";
регламентацию специальных процедур, позволяющих формировать состав арбитража ad hoc путем обращения за содействием не к государственным судам соответствующей страны, а к Специальному комитету (состав и порядок деятельности которого определен в приложении к Европейской конвенции) или к председателю торговой палаты страны ответчика либо торговой палаты "места арбитража"*(343).
В то же время ряд положений Европейской конвенции был обусловлен необходимостью преодоления некоторых устаревших и сдерживавших развитие внешнеторгового арбитража положений национальных законов западноевропейских стран и международных договоров. В числе таких положений:
во Франции и в Бельгии - нормы, запрещавшие заключение арбитражных соглашений государству (government) и "юридическим лицам публичного права" (public entities);
в Италии - запрет на выполнение функций арбитров иностранными лицами*(344).
Именно эти положения были отвергнуты и преодолены в Европейской конвенции, согласно которой:
"юридические лица, которые по применимому к ним национальному закону рассматриваются как "юридические лица публичного права", будут иметь возможность заключать арбитражные соглашения" ("о разрешении в порядке арбитража споров, возникающих при осуществлении операции по внешней торговле" (п.1 ст.1; п.1 ст.II Европейской конвенции);
"арбитрами могут быть назначены иностранные граждане" (ст.Ш Европейской конвенции).
Согласно ч.2 ст.IX Европейской конвенции в отношениях между государствами - участниками Европейской конвенции, являющимися одновременно участниками Нью-Йоркской конвенции, ограничено применение ct.V (1) (е) Нью-Йоркской конвениии*(345).
В числе других положений Европейской конвенции следует назвать:
закрепление (с некоторыми особенностями) принципов "компетенции-компетенции" и "безотзывности арбитражного соглашения" (ct.V "Отвод арбитражного суда по неподсудности" и ct.VI "Подсудность государственным судам" Европейской конвенции).
Положения этих статей могут иметь значение при применении ч.5 и 6 ст.148 АПК. Например, при определении закона, по которому должна определяться действительность арбитражного соглашения. Это могут быть:
Такая презумпция применяется, если стороны "не оговорили особо, что решение не должно быть мотивировано, или если не избрали процедуры, в рамках которой не принято мотивировать арбитражное решение, и если при этом ни одна из сторон не потребовала особо, до окончания устного разбирательства или, при отсутствии устного разбирательства, до составления арбитражного решения, чтобы решение было мотивированным" (ct.VIII "Мотивы решения").