Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих

2. Принципиальные отличия нового Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" от Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже"

Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации" имеет следующие особенности:

отсутствие норм о том, какой орган осуществляет назначение, отвод, замену третейского судьи в случае отказа стороны или согласованного сторонами органа произвести такие действия;

регламентация так называемого порядка образования и деятельности третейского суда.

В ст.З Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" регламентируется порядок образования и деятельности двух видов третейских судов:

  • (а) постоянно действующих третейских судов;
  • (б) третейских судов для разрешения конкретного спора.

Под "образованием постоянно действующего третейского суда" закон понимает не создание, и тем более не регистрацию какой-либо специальной организации, а оформление одного из видов деятельности имеющей статус юридического лица организации, созданной в соответствии с гражданским законодательством*(331). Именно такой подход был законодательно закреплен в ч.З ст.2 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", согласно которой:

  • постоянно действующий третейский суд может быть образован уже созданной в соответствии с действующим гражданским законодательством организацией;
  • такая организация должна являться юридическим лицом;
  • "Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация -юридическое лицо:
    • приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;
    • утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;
    • утвердила список третейских судей" (ч.З ст.ЗЗ Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации").

Направление в компетентный суд документов об образовании постоянно действующего третейского суда имеет уведомительный характер*(332).

Какие-либо правила направления копий документов об образовании постоянно действующеготретейского суда в компетентный суд и их рассмотрения в компетентном суде в законодательстве не установлены. На практике копии документов об образовании постоянно действующего третейского суда адресуются в компетентный суд, например в Арбитражный суд г.Москвы. Они направляются по почте с уведомлением о вручении или сдаются в канцелярию компетентного суда. Дата получения компетентным судом копий вышеназванных документов на дату образования постоянно действующего третейского суда не влияет.

Новые редакции правил постоянно действующих третейских судов направляются в компетентный суд, однако ни принятие новых редакции таких правил, ни их направление в компетентные суды на дату образования постоянно действующего третейского суда не влияют.

"Образование" третейского суда для разрешения конкретного спора фактически означает формирование состава третейского суда.

К иным, отличающимся своеобразием новеллам проекта Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" относятся положения:

  • об исключении возможности образования третейских судов при органах государственной власти и органах местного самоуправления (п.З ст.З);
  • о недопустимости понуждения к третейскому разбирательству путем включения третейских соглашений в договоры присоединения (п.4 ст.5);
  • об установлении квалификационных требований к третейским судьям. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального рассмотрения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда. Дополнительные квалификационные требования к третейским судьям могут быть согласованы сторонами (ст.8);
  • о запрете выполнять функции третейских судей лицам, которые в соответствии с их должностным статусом, определенным федеральным законом, не могут быть избраны (назначены) третейскими судьями (ст.8). Такой запрет уже предусмотрен в изменениях, внесенных в Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации".