Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих

2. Порядок извещения иностранных лиц

Согласно ч.5 ст.121 АПК иностранные лица извещаются арбитражным судом по правилам, установленным в гл.12 АПК, если иное не предусмотрено АПК или международным договором Российской Федерации. Данный вопрос имеет существенное практическое значение. В зависимости от избранного способа извещения ответчика о времени и месте судебного заседания зависит скорость судебного производства, эффективность судебной защиты, а также результативность процесса исполнения, поскольку в качестве одного из основных возражений ответчика при рассмотрении ходатайства о принудительном исполнении может быть неизвещение либо ненадлежащее извещение о судебном процессе в другом государстве.

Такой иной порядок, о котором говорит ч.5 ст.121 АПК, установлен в ч.З ст.253 АПК, в Гаагской конвенции 1965 г. и других международных договорах.

Во-первых, в отношении граждан и организаций стран, с которыми у Российской Федерации заключены двусторонние договоры о правовой помощи, судебные извещения и вызовы высылаются на условиях, предусмотренных таким договором. Например, в соответствии с договором о правовой помощи по гражданским делам 1990 г. между Российской Федерацией и Испанией предусмотрено сообщение через Министерства юстиции обеих стран.

Во-вторых, упрощенный порядок сообщения установлен Протоколом от 28 марта 1997 г. к Минской конвенции, согласно которому извещение возможно путем направления документов как между центральными, так и территориальными органами юстиции. Кроме того, ст.5 Киевского соглашения предусматривает непосредственное сообщение между собой компетентных судов и других органов по хозяйственным спорам.

В соответствии с Регламентом Европейского союза о вручении за границей судебных документов по гражданским и торговым делам от 29 мая 2000 г. N 1348/2000, который вступил в силу с 31 мая 2001 г., судебные документы доставляются в странах - членах Европейского союза непосредственно по почте.

В-третьих, Российская Федерация 12 февраля 2001 г. ратифицировала Гаагскую конвенцию 1965 г. Данная Конвенция исключает действие Конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 г. в части порядка вручения судебных документов, значительно его упрощая.

Гаагская конвенция 1965 г. была подготовлена с целью создания условий для того, чтобы судебные или внесудебные документы, которые должны быть вручены или доведены до сведения за рубежом, достигали адресата в оптимальное время. Таким образом, целью разработки была забота об улучшении для этого судебной взаимопомощи путем упрощения и ускорения процедур. Согласно ст.1 Гаагской конвенции 1965 г. она применима к гражданским или коммерческим делам*(284') во всех случаях, когда судебный или внесудебный документ должен быть направлен за рубеж для вручения или для уведомления о нем. Гаагская конвенция 1965 г. не применяется, когда адрес получателя документа неизвестен.

Каждое договаривающееся государство назначает Центральный компетентный орган, который несет ответственность в соответствии со ст.З и ст.6 за прием запросов о вручении или уведомлении, поступающих из других государств - участников Гаагской конвенции 1965 г., и дает им дальнейший ход. Для России это, очевидно, Министерство юстиции РФ. Этот орган или должностное лицо органа юстиции, в соответствии с законами своего государства, обращается к центральному компетентному органу запрашиваемого государства с запросом, составленным в соответствии с образцами, прилагаемыми к Гаагской конвенции 1965 г., без легализации документов и без других равнозначных процедур. К запросу должен быть приложен документ судебного органа или его копия: каждый документ в двух экземплярах. Указанные положения являются новыми по сравнению с Конвенцией по вопросам гражданского процесса 1954 г., предусматривая наличие центрального органа и отсутствие необходимости легализации*(285).

Важной новеллой является ст.8 Гаагской конвенции 1965 г., поскольку допускает, что каждое государство-участник полномочно непосредственно и добровольно проводить через своих дипломатических и консульских представителей вручение судебных документов или уведомление о них лицам, находящимся за рубежом. Любое государство может заявить о противодействии использованию этого полномочия на своей территории, кроме случаев, когда документ должен быть вручен гражданину страны-заявителя или когда он должен быть уведомлен об этом документе. Однако Российская Федерация такого сообщения не сделала, в связи с чем теперь будет допустимо вручение любым находящимся в России лицам (в том  числе и российским гражданам) судебных и внесудебныхдокументов через дипломатические представительства или консульские учреждения государств -участников Гаагской конвенции 1965 г. Это будет значительным новшеством для нашего законодательства и международной практики*(286).