Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих

3. Финансовое оздоровление и внешнее управление

Эти процедуры банкротства относятся к так называемым реабилитационным или реорганизационным процедурам, поскольку направлены на сохранение должника в качестве участника экономических отношений. По механизму осуществления они во многом сходны, соответственно и роль арбитражного суда при их проведении достаточно тождественна, поэтому рассмотрим их в совокупности. Общим для обеих процедур является следующее:

  1. применяются только в отношении должника - юридического лица;

  2. поскольку обе процедуры направлены на сохранение юридического лица в целях осуществления им дальнейшей экономической деятельности, естественно, что в основе их введения лежат прежде всего интересы должника. В то же время утверждать, что интересы кредиторов остаются за скобками, неверно: ведь решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления или внешнего управления принимается самими кредиторами, тем самым преследующими и свою, частную цель - сохранение выгодного контрагента, при этом предполагающими, что введение такой процедуры будет способствовать и производству расчетов с ними;
  3. в целях успешного проведения реабилитационных процедур законодательство в качестве последствий их введения предусматривает создание для должника льготных правовых условий;
  4. обе процедуры вводятся на основании определения арбитражного суда, при наличии, в большинстве случаев, соответствующего ходатайства собрания кредиторов.
  5. Различия между обеими процедурами лежат в плоскости экономических методов восстановления платежеспособности и объема правовых льгот.

    Финансовое оздоровление. Применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Можно выделить следующие особенности, характеризующие эту процедуру:

    • с экономической точки зрения финансовое оздоровление представляет собой не что иное, как предоставление должнику рассрочки погашения долга под гарантии (обеспечение собственным имуществом) участников, собственников имущества унитарного предприятия или третьих лиц;
    • руководство организацией в ходе осуществления финансового оздоровления продолжают осуществлять ее органы управления, но в качестве лица, надзирающего за соблюдением должником графика погашения задолженности, арбитражным судом утверждается административный управляющий. Соответственно, основной задачей административного управляющего является осуществление контроля за ходом процедуры с целью исключения нарушения прав кредиторов;
    • для успешного выполнения плана финансового оздоровления должнику предоставляются следующие правовые льготы: погашение долгов перед кредиторами производится только в соответствии с планом финансового оздоровления и графиком погашения задолженности, отменяются меры по обеспечению требований кредиторов и по обеспечению исков, принятые ранее, приостанавливается исполнение исполнительных документов, не начисляются неустойки, проценты и т.д. (см. ст.81 Закона).

    Но, поскольку финансовое оздоровление производится должником самостоятельно, одновременно с целью обеспечения прав кредиторов существенно ограничивается дееспособность должника и, соответственно, полномочия его органов управления (см. ст.82, 83 Закона).

    Внешнее управление - это процедура, банкротства, также направленная на восстановление платежеспособности должника, но иным способом. Основным содержанием этой процедуры является применение к должнику экономических методов восстановления платежеспособности (минимизации расходов, изменения стратегии и тактики менеджмента, перехода к производству новых видов товаров, работ и услуг, наконец, продаже части имущества или всего имущественного комплекса должника и т.д. -см. ст.109 Закона) при создании соответствующих правовых условий, позволяющих выполнить установленные планом внешнего управления экономические мероприятия.

    К таким правовым условиям относятся:

    1. прекращение полномочий исполнительных органов, возложение обязанностей по руководству организацией на утверждаемого арбитражным судом внешнего управляющего;
    2. введение моратория на удовлетворение требований кредиторов;
    3. предоставление внешнему управляющему права на односторонний отказ от исполнения невыгодных для должника сделок, не исполненных сторонами полностью.

    Остальные правовые льготы схожи с теми, которые предоставляются должнику при введении финансового оздоровления (ст.94 Закона).

    Роль арбитражного суда при осуществлении финансового оздоровления и внешнего управления также заключается в совмещении им контрольно-надзорных функций (за исполнением судебного акта арбитражным управляющим) и судебных функций (по результатам судебных разбирательств по спорным вопросам, возникающим в ходе осуществления реорганизационных процедур, суд, принимая судебные акты, одновременно и разрешает конфликт, и контролирует ход процедуры).

    К числу таких функций суда относятся:

    • а) принятие определения о введении в отношении должника финансового оздоровления или внешнего управления - ст.80, 93 Закона;
    • б) назначение арбитражного (административного или внешнего) управляющего, освобождение (отстранение) его от исполнения обязанностей - 83, 96, 97, 98 Закона;
    • в) установление размера требований кредиторов - ст.100 Закона;
    • г) досрочное окончание финансового оздоровления (ст.86 Закона) и внешнего управления (п.4 ст.117 Закона);
    • д) досрочное прекращение финансового оздоровления (ст.87 Закона) и внешнего управления (п.4 ст.117 Закона), принятие решения о переходе  к другой процедуре банкротства: внешнему управлению или конкурсному производству соответственно;
    • е) продление сроков внешнего управления - п.2 ст.93 Закона;
    • ж) рассмотрение разногласий между должником, кредиторами, арбитражным управляющим, в том числе жалоб, заявлений и ходатайств, - ст.60 Закона.