Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих

3. Рассмотрение дела об административном правонарушении

Задачами арбитражных судов при производстве по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП).

После поступления заявления вместе с протоколом при соблюдении всех требований судья арбитражного суда выносит определение о принятии дела об административном правонарушении к производству, подготовке его к рассмотрению и назначении дела к судебному разбирательству (ст.29.1, 29.4 КоАП, ст.127, 133, 137 АПК).

На данной стадии судья выясняет следующие вопросы:

  1. относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела (ст. 23.1 КоАП);
  2. имеются ли обстоятельства, исключающие рассмотрение данного дела этим судьей;
  3. правильно ли составлен протокол об административном правонарушении, оформлены иные материалы дела;
  4. имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (ст. 24.5 КоАП);
  5. достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
  6. имеются ли ходатайства и отводы. Порядок подачи и рассмотрения ходатайств и отводов предусмотрен ст.24.4, 25.13 КоАП.

Кроме того, судья арбитражного суда:

  1. назначает время и место рассмотрения дела;
  2. определяет круг лиц, участвующих в деле, и вызывает их в заседание.
  3. В деле об административном правонарушении участвуют следующие лица (гл.25 КоАП):

    • юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении;
    • административный орган, составивший протокол;
    • потерпевший, которым может являться физическое или юридическое лицо;
    • представитель физического или юридического лица;
    • защитник (адвокат или иное лицо);
    • свидетель;
    • понятой;
    • эксперт;
    • специалист;
    • переводчик;
    • прокурор.
    • извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения дела. Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа, а также лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в гл.11 АПК;
    • определяет предмет доказывания и круг необходимых доказательств, рассматривает вопрос о назначении экспертизы. Предмет доказывания определен в ст.26.1 КоАП и является обязательным по всем делам об административных правонарушениях. Арбитражный суд наделен правом истребовать доказательства от административного органа по собственной инициативе.

    Общим положением о доказательствах и их видам посвящены ст.26.2-26.11 КоАП. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к ответственности.

    Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении предусмотрен ст.29.7 КоАП и очень детально регламентирован. Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей заявления, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. При определенных обстоятельствах этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. О продлении срока выносится определение.