Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих

1. Подача заявления по делам об оспаривании нормативных правовых актов

Как уже отмечалось, в АПК впервые закреплены процессуальные правила рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов.

Можно выделить следующие правила подачи заявления по делам об оспаривании нормативных правовых актов:

  • правом на подачу заявления обладают организации; граждане - индивидуальные предприниматели; прокурор; органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;
  • нормативный правовой акт должен быть в установленном порядке принят и опубликован. Порядок опубликования актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти определен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763*(207) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". Порядок принятия и опубликования нормативных правовых актов государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления определяется этими органами;
  • оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, гарантированные Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
  • оспариваемый нормативный правовой акт противоречит закону или нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
  • арбитражному суду не подведомственны дела об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к компетенции Конституционного Суда РФ (ст.З Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации")*(208); дела об оспаривании нормативных правовых актов, признание которых противоречащими закону отнесено к компетенции судов общей юрисдикции.

С учетом правил, содержащихся в ч.2 ст.34 АПК, ст.4, 138 НК, заявление об оспаривании нормативного правового акта Министерства РФ по налогам и сборам может быть подано в Высший Арбитражный Суд РФ.

Если федеральным законом не предусмотрено иное, предварительное обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к вышестоящему должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд о признании нормативного правового акта недействующим.

Возможность оспаривания нормативного правового акта в арбитражном суде обязательно должна быть предусмотрена в федеральном законе (например, в ст.138 НК).

Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося с требованием о признании такого акта недействующим. Данные дела рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с определенными особенностями.

В отличие от общих требований, предъявляемых к содержанию заявления (ст.125 АПК), в нем дополнительно должны быть указаны данные:

  • о наименовании органа, должностного лица, принявшего нормативный правовой акт;
  • о наименовании этого акта и дате его принятия;
  • о правах и законных интересах организации, гражданина - индивидуального предпринимателя, которые нарушаются оспариваемым актом или его отдельными положениями;
  • о нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, которому противоречит оспариваемый акт или его отдельные положения;
  • об органе массовой информации и дате опубликования акта.

Копия оспариваемого акта должна быть приложена к заявлению.

Названные дополнительные требования по оформлению заявления необходимы для правильного и быстрого разрешения спора. К заявлению должны быть приложены:

  • доказательства направления копии заявления другим лицам, участвующим в деле;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  • копия свидетельства о регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • документы, подтверждающие полномочия представителя на подписание заявления;документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования.

Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действия оспариваемого нормативного правового акта.