Принцип доступа к судебной защите прав и законных интересов (доступ к правосудию) в арбитражном процессуальном праве представляет собой такое правило, в соответствии с которым всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в порядке, предусмотренном законом, в арбитражный суд за защитой прав и интересов и отстаивать их в судебном процессе. При этом отказ от права на обращение в арбитражный суд недопустим и недействителен. Условия договоров, содержащие отказ от права на обращение в арбитражный суд, являются ничтожными.
Принцип доступности судебной защиты прав и законных интересов сформулирован в ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.46, 48 (и других статьях) Конституции РФ, ст.2, 4 АПК и других нормах арбитражного процессуального законодательства*(59). АПК первым среди процессуальных законов назвал обеспечение доступа к правосудию в качестве одной из задач правосудия в арбитражном процессе (п.2 ст.2 АПК).
Основными элементами данного принципа являются следующие:
Обычно проблема доступности правосудия ставится только применительно к судам общей юрисдикции. Однако ее актуальность в арбитражном процессе связана с участием граждан, имеющих статус предпринимателей, представителей "малого бизнеса", т.е. небольших коммерческих организаций, являющихся экономически слабой стороной*(60). Им достаточно сложно "сражаться" в арбитражном суде с крупными компаниями, банками, имеющими возможности привлечь для защиты своих интересов квалифицированных юристов.
Доступ к правосудию является сложной и многоаспектной проблемой, решение которой требует финансовых, правовых и организационных подходов и ресурсов*(61). Доступность правосудия имеет как судопроизводственные, так и судоустройственные аспекты, поскольку определяется также и решением вопросов организации арбитражного правосудия, насколько удобна она для "потребителя" с точки зрения территориального расположения, процедур возбуждения дела, динамики движения дела и других вопросов процессуальной формы. В этом плане когда-то наиболее удачно идея доступа к правосудию была выражена в словах английского юриста И. Бентама, писавшего в работе "О судоустройстве", что местный суд должен быть устроен так, чтобы каждый простой человек мог столь же легко найти дорогу в суд, как находит ее в церковь*(62).
Проблема доступности правосудия имеет определенные правовые стандарты ее разрешения, в частности, в актах Совета Европы, решениях Европейского суда по правам человека*(63), а также, например, в резолюциях и рекомендациях Комитета Министров Совета Европы*(64). Достаточнобольшое социальное значение проблема доступа к правосудию приобрела в научной литературе за рубежом, где она рассматривается как одна из основополагающих*(65').
Для России проблема доступности в современном ее понимании обозначилась с начала 90-х гг., когда стали меняться как экономическая, так и правовая модель нашего общества. Состязательная модель гражданского оборота и такая же модель гражданского и арбитражного процессов определяют принципиально иную мотивацию и содержание поведения сторон в процессе. Такая модель поведения должна быть более активной и вместе с тем более затратной, поскольку защита своих прав в современном процессе требует профессионального юридического сопровождения, прежде всего со стороны адвокатов.
На этапе развития судебной системы в начале и середине 90-х гг. XX в. принимаемые решения касались больше укрепления и изменения статуса судей, организации правосудия, реализации принципа разделения властей в законодательстве, чем совершенствования самой процедуры правосудия и всей юридической инфраструктуры, обеспечивающей функционирование судебной системы. Власти стали обращать внимание на вопросы доступа правосудия и его соответствия международно-правовым стандартам после вступления России в Совет Европы и присоединения к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, другим базовым документам Совета Европы и признания юрисдикции Европейского суда по правам человека.
В качестве наиболее значимых аспектов доступности правосудия для России можно выделить продолжительность судебных процессов, удорожание всей системы юридической помощи и связанную с этим ее недоступность для малоимущих граждан, рационализацию судебных процедур и многие другие направления. В настоящее время и в достаточно обозримый период в будущем проблема доступности упирается, прежде всего, в поиск ресурсов для обеспечения профессионального представительства для всех нуждающихся граждан, что возможно в самых разных вариантах и моделях.