Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих

§ 1. Организационно-правовая система управления

Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, который сопровождается констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней, образовательных стандартов.

Право на образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России. Сейчас каждый третий - около 50 млн. россиян - учится или повышает свою квалификацию.

Под основным общим образованием понимается девятиклассное образование.

Федеральным законом "Об образовании" от 10 июля 1992 г. (с последующими изменениями) <*> гарантированы общедоступность и бесплатность дошкольного, общего полного (среднего) и начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Законом установлено, что вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов на бесплатное образование в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются лишь определенные категории лиц (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды, граждане из малообеспеченных семей, а также уволенные с военной службы). В иных случаях поступление в названные учебные заведения производится на платной основе.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования; единство федерального культурного и образовательного пространства; общедоступность образования; светский характер образования; свобода и плюрализм в образовании; демократический государственно-общественный характер управления образованием.

Важен и принцип непрерывного образования, преемственность различных его ступеней, возможность не только продолжения, но и смены типа образования. Особенно важна непрерывность подготовки инженеров, медиков, работников творческих профессий. Ни одно, даже самое блестящее, базовое образование через пять-семь лет не в состоянии будет обеспечить успех в профессиональной деятельности. Сегодня на 60% предприятий сотрудников доучивают или обучают заново.

Вместе с рыночной экономикой в стране получили развитие негосударственные образовательные учреждения, частные школы, гимназии, колледжи, лицеи, вузы.

Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования утверждены Постановлением Правительства от 5 июля 2001 г. <*>.

Система образования представляет собой совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих ее образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образование может быть получено в образовательном учреждении в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования и экстерната. Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием <*>.

Для всех форм получения образования действует единый государственный образовательный стандарт. Однако существует Перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или форме экстерната не допускается. Эти ограничения установлены Постановлением Правительства от 22 ноября 1997 г. <*>. В основу перечня положен такой критерий, как степень влияния будущей профессиональной деятельности выпускника вуза на жизнь и здоровье человека (что, естественно, касается всех медицинских специалистов), состояние окружающей среды, обеспечение безопасности общества и государства.

Постановлением Правительства от 26 октября 2000 г. утвержден также Перечень профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается <*>.

28 марта 1998 г. был принят Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" <*>, в соответствии с которым в России введена обязательная подготовка к военной службе. До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения.

Этим Законом также предусмотрено, что не только офицеры, но и другие военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, имеют право в порядке, определенном Правительством, на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ очно-заочной (вечерней) или заочной формы обучения. При этом они пользуются правом внеконкурсного поступления в указанные образовательные учреждения при условии получения положительных оценок на вступительных экзаменах.

Постановлением Правительства от 4 октября 2000 г. одобрена национальная доктрина образования в Российской Федерации <*>. Первоочередные действия Правительства в сфере образования направлены на обеспечение увеличения расходов на образование и существенное повышение их эффективности, создание условий для привлечения в сферу образования средств из внебюджетных источников. В 2004 г. расходы на образование составили 4,9% ВВП, но и этот показатель, так же, как уровень доходов граждан, занятых в образовании, по оценке Минобрнауки России, не может считаться удовлетворительным.

В соответствии с Постановлением Правительства от 16 февраля 2001 г. <*> осуществляется эксперимент по введению единого государственного экзамена. Он имеет своей целью обеспечить совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования и при том на равных условиях.

9 июня 2003 г. Правительством принято Постановление "О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования" <*>. Эксперимент проводится для создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) учащихся в старших классах общеобразовательной школы, апробации нового содержания и форм организации учебного процесса с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии.

Главная цель перечисленных и других мероприятий Правительства - развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Россией приоритета образования.

Однако практика показывает, что действующая система образования не в полной мере отвечает современным требованиям, ряд федеральных программ в области образования, например, "Дети России" на 2003 - 2006 годы, "Молодежь России" (2001 - 2005 годы); "Развитие единой образовательной информационной среды" (2001 - 2005 годы) нуждаются в корректировке. Поэтому 6 сентября 2004 г. Правительством принято Постановление "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам реализации федеральных целевых программ в области образования" <*>.

Правительством рассматриваются также вопросы реформирования отечественного образования. К числу проблемных относятся, например, вопросы о снижении нагрузки на школьников, пересмотра учебных стандартов и объема необходимых для поступления в вузы знаний, о разделении учебы в вузе на этапы по подготовке бакалавров и магистров, об оплате обучения и др.

Для управления сферой наук важнейшее значение имеет Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. (с изменениями и дополнениями) <*>. Государственная научно-техническая политика - это составная часть социально-экономической политики, выражающая отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяющая цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки. Закон регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции (работ, услуг).

Этим Законом определены права научного работника как центральной фигуры в сфере науки. В частности, научный работник имеет право на признание его автором научных и научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности; получение доходов от реализации научных и научно-технических результатов, автором которых он является; осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники; доступ к соответствующей информации; публикацию в открытой печати результатов своей деятельности, если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне.

Организация государственного управления в сфере науки связана с ее делением на фундаментальную, отраслевую, вузовскую и прикладную в зависимости от характера решаемых задач и источников финансирования.

Фундаментальная наука должна быть предметом особой заботы государства, так же как образование и оборона. Без фундаментальных исследований прикладные проекты не могут развиваться и быть конкурентоспособными. Фундаментальная наука всегда финансировалась из государственного бюджета, так как ее разработки, хотя и являются перспективными, но не обещают быстрой окупаемости. Фундаментальная наука непосредственно не создает товаров, она создает интеллектуальные ресурсы, обеспечивающие принципиально новые основы технологического, экономического и социального развития. Ее достижения реализуются прикладной (отраслевой) наукой.

Важно сосредоточить внимание на реальном секторе экономики и научно-технических разработках для него. В Указе Президента от 22 июля 1998 г. <*> отмечено, что при осуществлении государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий приоритетными направлениями являются направления, обеспечивающие: сбалансированность прав и законных интересов субъектов правоотношений, включая государство, в области создания, правовой охраны и использования результатов деятельности в этой сфере; государственное регулирование процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности, повышение на этой основе конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей. При этом главной целью, как сказано в Постановлении Правительства от 2 сентября 1999 г. <**>, является закрепление за Российской Федерацией исключительных прав на результаты научной деятельности, которые были получены за счет средств государственного бюджета.

Постановлением Правительства от 21 августа 2001 г. утверждена Федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002 - 2006 годы" <*>. Ее цель - развитие и использование научно-технического потенциала, включая комплексное развитие национальной инновационной системы Российской Федерации, на основе повышения инновационной активности, восприимчивости организаций к нововведениям и прогрессивным технологиям в интересах диверсификации и роста конкурентоспособности российской экономики.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

<*> СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3016.

<*> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 163.

<*> СЗ РФ. 1997. N 48. Ст. 5556.

<*> СЗ РФ. 2000. N 45. Ст. 4481.

<*> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.

<*> СЗ РФ. 2000. N 41. Ст. 4089.

<*> СЗ РФ. 2001. N 9. Ст. 859.

<*> СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2328.

<*> СЗ РФ. 2004. N 37. Ст. 3737.

<*> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

<*> СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3756.

<**> СЗ РФ. 1999. N 36. Ст. 4412.

<*> СЗ РФ. 2001. N 36. Ст. 3564.