Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих

§ 1. Организационно-правовая система управления

Россия - страна с огромным ресурсным потенциалом. Природные кладовые - национальное достояние, решающий фактор, помогающий строить экономику и обустраивать жизнь россиян. Природа и ее богатства - естественная основа устойчивого социально-экономического развития и благосостояния народов России. По количеству ресурсов на душу населения наша страна входит в первую десятку, далеко опережая большинство развитых стран.

Промышленная, энергетическая, продовольственная, экологическая безопасность страны фактически определяется состоянием природных ресурсов: недр, лесного фонда, водных ресурсов, окружающей среды. Поэтому наше государство уделяет большое внимание правовому регулированию в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды, вопросам лицензирования, учета и контроля в целях обеспечения воспроизводства материальной сырьевой базы и более экономного расходования запасов важнейших невозобновляемых полезных ископаемых.

Защита окружающей среды и природных ресурсов, по утверждению ученых-экологов, уже в ближайшее время станет одной из главных проблем для всего человечества. Основными причинами кризисной экологической ситуации являются несоответствие между потребностями растущего населения на планете и ресурсами истощающейся природы, снижение стабильности биосферы, ухудшение генофонда человека, парниковый эффект.

В России практически половина населения живет в неблагоприятных экологических условиях. Тем временем экологическая ситуация в стране ухудшается. Основные источники загрязнения окружающей среды - экологически опасные предприятия, а в крупных городах - автотранспорт (на его долю приходится 70% природоопасных выбросов). Ущерб от экологических правонарушений вплотную приблизился к половине национального дохода.

В связи с этим важное не только экономическое, но и политическое значение имеет Киотский протокол, ратифицированный Федеральным законом от 4 ноября 2004 г. <*>. Этот документ представляет собой рамочную конвенцию ООН об изменении климата и обязывает все подписавшие его страны заняться сокращением выбросов парниковых газов. У каждой страны - участницы протокола свои нормы экологических ограничений, они зависят от площади страны и объемов вырабатываемых ею выбросов. Российская промышленность должна будет стабилизировать свои выбросы в атмосферу парниковых газов в размере 17% мирового уровня. По оценкам экспертов, принятие протокола будет способствовать развитию экономики нашей страны, обновлению технологических процессов, хотя обойдется компаниям в 1 трлн. руб. для замены устаревшего оборудования, проведения экспертиз производства.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне страны.

КонсультантПлюс: примечание.

Постановление Правительства РФ от 10.01.1999 N 35 "О Федеральной целевой программе "Охрана лесов от пожаров на 1999 - 2005 годы" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 07.12.2001 N 860 "О Федеральной целевой программе "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)".

Природоресурсное и природоохранительное законодательство РФ включает в себя: Лесной кодекс, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Федеральные законы "О недрах" от 21 февраля 1992 г. (в ред. от 3 марта 1995 г. с изменениями и дополнениями) <1>, "Об охране атмосферного воздуха" от 4 мая 1999 г. (с изменениями и дополнениями) <2>, "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. <3>, "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31 июля 1998 г. <4>, "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г. <5>, "Об охране озера Байкал" от 1 мая 1999 г. <6>, Постановление Правительства "О федеральной целевой программе "Охрана лесов от пожаров на 1999 - 2005 годы" от 10 января 1999 г. <7> и др.

К сожалению, на практике многие положения названных нормативных правовых актов нарушаются, а природе наносится огромный ущерб. Имеется и множество острых текущих проблем, например, использование отходов производства; сохранение национальных парков и других важных объектов природной среды; недопущение незаконного строительства личных домов у водоемов и в лесопарковой зоне городов, а также браконьерства, незаконного вывоза леса, лесных пожаров.

Серьезную опасность представляют собой техногенные аварии, происходящие чаще всего ввиду значительной изношенности основных фондов. МЧС России своим приказом от 25 октября 2004 г. утвердило Типовой паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Необходимость выдачи субъектам Федерации документа с информацией об уровне безопасности жизни в регионе вызвана наличием различных видов риска - природных, техногенных, биолого-социальных и иных.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2004. N 45. Ст. 4378.

<1> ВВС. 1992. N 16. Ст. 834; СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.

<2> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2222.

<3> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4456.

<4> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833.

<5> СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.

<6> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2220.

<7> СЗ РФ. 1999. N 4. Ст. 554.