Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих

§ 1. Организационно-правовая система управления

Транспорт является обслуживающей отраслью народного хозяйстве и играет огромную роль в хозяйственном, социально-культурном и оборонном строительстве. Его основная задача - своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. От успешной работы транспортных предприятий зависят эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие товарооборота и торговли, состояние обороноспособности страны. К транспорту тесно примыкают дорожное хозяйство, средства геодезии и картографии.

Видами единой транспортной системы являются: железнодорожный, морской, внутренний водный, воздушный, автомобильный, городской электрический и промышленный транспорт.

Для большинства видов транспорта характерна высокая степень централизации управления, что обусловлено значением и особенностями деятельности управляемых объектов. Кроме того, очевидна необходимость создания в этой сфере объединений, подотраслей для лучшего управления большим количеством обслуживающих предприятий, приближенных к населению.

Транспорт - источник повышенной опасности. Поэтому для обеспечения безопасности движения организуется специализированный контроль.

Организация и деятельность предприятий транспортно-дорожного комплекса регулируется особыми нормативными правовыми актами: Уставом железнодорожного транспорта РФ, утвержденным Федеральным законом от 10 января 2003 г. <*>, Уставом о дисциплине работников морского транспорта, утвержденным Постановлением Правительства от 23 мая 2000 г. <**>, Воздушным кодексом РФ 1997 г., Кодексом торгового мореплавания 1999 г., Кодексом внутреннего водного транспорта РФ 2001 г., Федеральными авиационными правилами полетов в воздушном пространстве Российской Федерации от 31 марта 2002 г. <***>. Определенные группы работников транспорта, главным образом связанные с обслуживанием движения и пассажиров, несут повышенную дисциплинарную ответственность на основании этих и других нормативных правовых актов, действующих на соответствующих видах транспорта.

Особенностью является и то, что масштаб приватизации в транспортно-дорожной сфере ограничен. Это объясняется необходимостью сохранить государственное управление стратегически важными объектами. Речь, в частности, идет об атомном флоте, средствах управления воздушным движением и взлетно-посадочных полосах аэродромов, о водных путях, автомобильных и железных дорогах, пассажирском городском транспорте.

В условиях реформирования экономики усиливается взаимосвязь транспорта с развитием других отраслей хозяйства и социальной сферы, которая не только определяет требования к транспорту в отношении направлений, объемов и качества перевозок, но и возможности его развития, поскольку от объемов перевозок зависят доходы транспортных предприятий, являющиеся в современных условиях основным источником инвестиций. Удешевление и ускорение грузовых перевозок стимулируют расширение транспортно-экономических связей, а удешевление, ускорение и повышение качества пассажирских сообщений приводят к росту мобильности населения и улучшению условий его жизни.

Наша страна пока не вполне конкурентна с транспортной точки зрения. Основная беда любого вида транспорта - изношенность основных фондов. Поэтому 5 декабря 2001 г. Правительством утверждена Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" <*>. Программа содержит перечень, характеристики и механизм реализации мероприятий по развитию транспортной системы страны на указанный период, необходимых для ее устойчивой и эффективной работы и предусматривающих согласованное развитие всех видов транспорта общего пользования как составных частей единой транспортной системы.

Российские железные дороги являются ключевым, а в некоторых случаях единственным способом перевозки грузов и передвижения пассажиров. Их протяженность составляет более 200 тыс. км. Системообразующая роль железнодорожного транспорта подтверждается тем, что на его долю приходится около 80% всего грузооборота в России (исключая перевозки трубопроводным транспортом). Тот факт, что железнодорожные перевозки относятся к естественной монополии, предопределяет особые условия развития и функционирования железнодорожного транспорта. Они отражены в Федеральном законе "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10 января 2003 г. <*>.

В целях снижения совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом и удовлетворения растущего спроса на услуги, оказываемые на железнодорожном транспорте, Постановлением Правительства от 18 мая 2001 г. "О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте" <1> предусмотрены разделение на железнодорожном транспорте функций государственного регулирования и хозяйственного управления, создание единого хозяйствующего субъекта - открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Его учредителем, согласно Федеральному закону от 27 февраля 2003 г. "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" <2>, является Российская Федерация. Цели, задачи и виды деятельности этого хозяйствующего субъекта определены его Уставом, утвержденным Постановлением Правительства "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от 18 сентября 2003 г. <3>, в которое вошли все железные дороги страны. Хозяйственные функции бывшего МПС России переданы в руки этой компании. Постановлением Правительства от 6 мая 2003 г. утвержден план мероприятий по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2003 - 2005 годы <4>.

Судоходные водные пути имеют протяженность 93,5 тыс. км и являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры государства. По этим путям осуществляются перевозки на всей территории страны. Особенно существенно их значение при доставке грузов в районы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Поэтому Правительством 3 июля 2003 г. одобрена Концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации. В Концепции определены основные направления развития внутреннего водного транспорта, а также цели, задачи и методы государственного регулирования в этой сфере в условиях развития рыночных отношений и структурного реформирования экономики на период до 2015 г. Постановлением Правительства от 1 марта 2004 г. утверждено Положение об установлении и применении тарифов на погрузку и выгрузку и связанные с ними услуги внутреннего водного транспорта <*>.

В целях обеспечения экономических интересов государства в области торгового мореплавания Правительством 25 сентября 2002 г. было принято Постановление "О совершенствовании системы государственного управления морскими торговыми и специализированными портами" <*>. Этим Постановлением за администрациями морских портов закреплено на праве оперативного управления федеральное имущество, необходимое для выполнения ими функций портовых властей. Поставлена также задача - обеспечить соответствие наших судов современным требованиям безопасности, которые определены международным Кодексом по охране судов и портовых сооружений.

Воздушный транспорт играет немаловажную роль, особенно в перевозках пассажиров. Однако количество российских авиакомпаний сокращается прежде всего из-за неконкурентоспособности отечественной гражданской авиационной техники. Большая часть авиационной техники закупается за границей. Несмотря на резкий спад авиаперевозок и интенсивности полетов, уровень безопасности воздушного движения остается ниже рекомендованного Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) <*>. В связи с этим Постановлением Правительства от 22 февраля 2000 г. была утверждена Концепция модернизации и развития единой системы организации воздушного движения Российской Федерации <**>. В настоящее время регулирование и организация использования воздушного пространства России возложены на Единую систему, состоящую из военной и гражданской подсистем. Указания военных органов Единой системы по вопросам разрешения (запрета) использования воздушного пространства являются обязательными для гражданских органов.

15 октября 2001 г. Правительством утверждена Федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" <*>. Основными целями Программы являются: обеспечение производства предприятиями отечественной авиационной промышленности гражданской авиационной техники для удовлетворения спроса на нее на внутреннем и внешнем рынках; переоснащение парка воздушных судов для обеспечения пассажирских и грузовых перевозок и авиационных работ; поддержка и развитие научно-технического и производственного потенциала отечественной авиационной промышленности.

Острой остается проблема строительства, реконструкции и ремонта существующих автомобильных дорог, замены автомобилей на новые марки. В Федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" главное внимание уделяется созданию многополосных магистралей, являющихся основой автодорожной сети. К 2010 г. основная часть федеральных дорог должна иметь капитальное покрытие, обеспечивающее пропуск современных транспортных средств с высокой нагрузкой и скоростью. Предусматриваются также строительство и реконструкция платных дорог, расширение сети территориальных автомобильных дорог.

Приоритетными задачами развития транспортно-дорожной инфраструктуры на ближайшие годы являются: обеспечение безопасности функционирования транспорта и снижение его негативного воздействия на окружающую среду до уровня, соответствующего международным нормам; формирование на территории России конкурентоспособных международных транспортных коридоров с максимальным использованием географического положения страны (например, Западная Европа - Юго-Восточная Азия).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 170.

<**> СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2311.

<***> РГ. 2002. 13 авг.

<*> СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4895.

<*> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169.

<1> СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2366.

<2> СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 805.

<3> СЗ РФ. 2003. N 39. Ст. 3766.

<4> СЗ РФ. 2003. N 20. Ст. 1896.

<*> СЗ РФ. 2004. N 10. Ст. 869.

<*> СЗ РФ. 2002. N 39. Ст. 3802.

<*> International Civil Aviation Organization - ICAO.

<**> СЗ РФ. 2000. N 9. Ст. 1034.

<*> СЗ РФ. 2001. N 43. Ст. 4107.